Все о подготовке детей в школу самостоятельно

Подготовка ребёнка к школе – важный и значимый этап в жизни ребенка и родителей. Не для кого не секрет, как подготовить ребенка к школе. Достаточно просто записать на подготовительные курсы или ежедневно заниматься самому, чтобы научить его читать, писать и считать. Но все намного сложнее обстоит с психологической подготовкой. Все родители слышали об этом, но мало кто знает, какие основные компоненты психологической готовности к школе.

Компоненты подготовки

Психологи выделяют 4 компонента психологической готовности к школе:

  1. Личностно-социальная готовность – умение общаться как со взрослыми, так и с детьми. Не все первоклассники умеют общаться, особенно те, кто не посещал детский сад. Ребенок должен уметь контактировать с другими, прилагать совместные усилия для достижения определенной цели, уметь разруливать конфликтные ситуации. Формирование готовности к школе, по сути, начинается с 3-х лет. Родители должны предоставить возможность разнообразного опыта общения – со сверстниками, детками помладше и постарше, взрослыми. Очень часто родители при общении влазят в разговор, сами за него отвечают или подсказывают. Этого делать категорически нельзя. Кроме того, нужно приучать малыша к толпе, чтобы он не боялся большого скопления людей. Берите его с собой на концерты, крупные мероприятия или людные места.
  2. Эмоционально-волевая готовность. Часто бывает такая ситуация, что пока ребенок готовится к школе в саду, с педагогом или на курсах, ему очень нравится и он с энтузиазмом выполняет задания. Но как только начинается школа, он отказывается учиться, говорит, что ему тяжело или неинтересно. Конечно, частично это и проблема в системе образования, но нужно понимать, что в школе уроки не всегда будут интересными, увлекательными, а уж тем более в игровой форме. Поэтому, важный признак готовности к школе – умение делать то, что нужно и не бояться трудностей. Как родители могут приучить к тому, чтобы высидеть занятие? В этом помогут настольные игры, в ходе которых нужно будет дождаться своего хода, подумать, выбрать стратегию.
  3. Интеллектуальная готовность – один из компонентов психологической готовности к школе. Здесь речь идет о том, насколько мозг готов к труду, умению думать, анализировать, делать выводы. Дошкольник должен уметь сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Мотивационная готовность к школе – положительное отношение к школе, учебе, учителю и себе. Мотивация ребенка к обучению должна закладываться с раннего возраста. Согласно возрастному периоду, родители должны развивать эти навыки, поддерживать его интерес к изучению и исследованию мира.

В дошкольном возрасте формируется самосознание, дошкольник учится принимать решения, делать выбор. Родители в этот период должны заложить понимание того, что учиться и познавать что-то новое – это очень интересно. И говорить о том, что, когда он пойдет в школу, он узнает много всего удивительного.

Подготовка детей к школе

подготовка детей к школе

При обучении дошкольников следует придерживаться следующих правил:

1. Никогда не критикуйте2. Следите за тем, чтобы эмоциональное состояние ребенка не падало ниже 7 по десятибалльной шкале. Если ниже нужно прекратить или поменять стратегию.3. Не рекомендуется использовать учебу в качестве шантажа: «почитаешь, а потом пойдешь гулять».4. Хвалите за любой, даже самый небольшой успех.5. Используйте для обучения, специальные развивающие компьютерные игры. Таким образом, малыш играючи сможет выучить буквы, цифры, и научится читать. 6. Если ребенку не нравится на дошкольных курсах, занимайтесь с ним дома.7. Спросите у ребенка, как быстро он хочет научиться читать, или писать.8. Будьте помощником и другом, а не надзирателем. 9. Учить считать можно ребенка во время похода в магазин, подсчитывая, сколько конфет можно купить на сто рублей. 10. Путешествуя по миру, можно вместе с ребенком отмечать маршрут на карте, запоминая названия и расположение городов и стран. 11. Интеллектуальное развитие должно происходить совместно с эмоциональным.12. Садитесь за уроки только в хорошем настроении.13. Научите ребенка играть в домино, шашки, шахматы, бродилки с кубиком, и другие интеллектуально-эмоциональные игры.

Что должен уметь будущий первоклассник

В современном мире происходит стремительное изменение образовательных стандартов. Из года в год требования к детям, которые поступают в первый класс, становятся все жестче.

Читайте также:  Как стать хорошим отцом

Подготовка ребенка к школе

Что должен уметь будущий первоклассник

Согласно сегодняшним требованиям ФГОС, будущие первоклассники должны обладать следующими знаниями и умениями:

  • заниматься каким-нибудь делом на протяжении не менее 20 минут;
  • находить сходства и различия между предметами и картинками;
  • играть в игры, в которых требуется проявлять быстроту реакции, внимательность и сообразительность;
  • уметь писать цифры и печатные буквы;
  • знать цифры от 1 до 10;
  • уметь считать до 10 и обратно;
  • понимать арифметические знаки;
  • делить геометрические фигуры на части;
  • определять где право, лево, верх, низ;
  • запоминать до 10 картинок;
  • рассказывать стихи, пословицы, скороговорки и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
  • читать по слогам;
  • отличать согласные буквы от гласных;
  • складывать пазлы;
  • заканчивать предложения;
  • находить лишнее слово из представленной группы;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
  • уметь пользоваться линейкой и ножницами;
  • правильно держать карандаш и ручку;
  • уметь из слов составлять предложения;
  • по картинкам составлять рассказ;
  • слушать и отвечать на вопросы;
  • различать в словах звуки;
  • знать животных, птиц, овощи и фрукты;
  • различать геометрические фигуры и цвета;
  • ориентироваться во времени;
  • составлять небольшие рефераты;
  • отличать неодушевленные предметы от одушевленных;
  • называть дни недели и месяца, времена года и явления природы;
  • называть свои ФИО, дату рождения, город, адрес и имена родителей.

Кроме всего перечисленного выше будущий первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться и шнуровать обувь, следить за чистотой рабочего места и знать правила поведения в общественных местах.

Важно! Чтобы малыш перед школой обладал всеми необходимыми знаниями и умениями, каждый родитель должен знать все о подготовке ребенка к школе.

Что должен уметь будущий первоклассник

Что должен уметь будущий первоклассник

Идеальный старт — с трёх лет

Родители часто не понимают, зачем готовить ребёнка к школе в три года, ведь до неё ещё почти полжизни впереди. Ответ прост: именно в этом возрасте закладываются основы успешного владения школьными предметами. Согласно исследованиям, до 5 лет в мозге ребёнка формируется рекордное количество нейронных связей, примерно 700 в секунду. Дальше, если ими не воспользоваться, они начинают отмирать.

Конечно, это не панацея, и ребёнка безусловно научат в школе писать и считать, однако, согласно исследованиям, дети, с которыми занимались ранним развитием, показывают лучшие результаты уже в начальной школе. Они легче адаптируются и по привычке более открыты новым знаниям, ведь мозг — это мышца, и у этих детей она натренирована.

В этом возрасте нет смысла делить занятия на предметы. Комплексный подход выигрышнее. Задача у детей и педагогов едина — за отведённое время поиграть во внешний мир. А счёт и слоги в этом возрасте действительно не самое важное, так что название «подготовка к школе», можно заменить на «подготовка к будущему», не упустив смысла.

«А вот учительница говорит…»

Авторитет первой учительницы настолько велик для первоклашки, что на второй план отодвигается даже родительское мнение. Это один из показателей благополучного включения в школьную жизнь. В числе прочих можно также назвать спокойный сон, активность, стойкий интерес к учебе, желание выполнять поручения учителя, успешность. Плач, усталость, сонливость, нежелание идти на уроки — следствия школьных проблем.

По словам Ольги Науменковой, адаптация к новым условиям жизни длится у ребенка до полугода. В это время нежелательно «догружаться» кружками и секциями, профилями или иностранными языками.

То, что у ребенка будет что-то не получаться в школе, на уроках — факт. В такой ситуации грамотный педагог должен спокойно, в игровой форме подбодрить ученика, вселить уверенность в успех, нивелируя неудачу, но выяснить ее причины. Аналогичную линию поведения должны выбрать и родители. Ни в коем случае нельзя критиковать малыша.

Даже при благополучии в школе родитель должен всегда держать руку на пульсе учебных дел: надеяться на то, что на двух родительских собраниях в первом классе можно получить исчерпывающую информацию о своем чаде, наивно. «Стоит спросить у педагога его телефон и хотя бы раз в неделю звонить и узнавать, как у ваших Вани или Маши идут дела», — рекомендует Ольга Науменкова.

Часто родители интересуются, должны ли они делать уроки вместе со своим школьником. Специалисты непреклонны: внешний контроль в первые 2—3 года обучения должен быть обязателен. Наивно полагать, что ребенок сам будет выполнять все домашние задания. Необходимая для этого произвольность (когда внешние факторы переходят во внутренний план действий и ребенка уже не нужно контролировать, так как он достаточно самостоятельный и добросовестный) приходит в более позднем возрасте. А на первых порах не за малыша, но с ним вместе выполнять задания необходимо. Иногда достаточно просто сидеть рядом.

Воспитание самостоятельности

Как можно больше дел с малолетства доверяйте своему ребёнку! Потом вы скажете огромное спасибо самому себе и своим близким.

Да, здесь появляется риск разбитой посуды, плохо помытого пола, чего-нибудь разлитого и испорченного. Но это того стоит, поверьте.

За ваше терпеливое ожидание, пока малыш пыхтит и старается сам что-то сделать, будет наградой самостоятельный человечек, за которым не нужно будет следить и помогать каждую минуту. А в недалеком будущем он вам облегчит жизнь, станет хорошей и твердой опорой.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
Читайте также:  Топ-8 книг про отношения с родителями.

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Формы подготовительных занятий

Родители часто задают вопрос: в какой форме должна проходить подготовка к школе? Специалисты дают следующие советы родителям будущих первоклассников.

Важно! Развивающие занятия могут проводиться в любом возрасте. Рекомендуемый период основной подготовки составляет один год, оптимальный возраст – шесть лет. Более раннее обучение лучше проводить без акцента на жестких требованиях, рекомендуется использовать игровые формы.

Обратите внимание! Занятия должны восприниматься легко, исключая ощущение однообразия, скуки, принудительной работы.

Занятия с дошкольниками допускают использование разных форматов. Возможны такие варианты: готовить чадо самостоятельно либо доверить работу опытному педагогу. Выбор формы подготовки определяется семейными обстоятельствами, особенностями характера ребенка. Преподаватели работают на базе школьных курсов, детских образовательных центров, частной практики.

Школьные курсы

Подготовка школьными учителями очень популярна среди родителей. Главные причины востребованности:

  1. Шестилетка привыкает к школьной атмосфере, дисциплине, правилам.
  2. Занятия строго соответствуют требованиям данного образовательного учреждения.
  3. Есть возможность заранее узнать учителя.
  4. Дошкольник чувствует себя более спокойно, уверенно, начав впоследствии учебу.

Минусы подобных предложений:

  • Курсы исключают индивидуальный подход.
  • Школьные занятия достаточно однообразны, утомительны.
  • После посещения курсов дети часто жалуются, что школа им надоела.
  • Услуги имеют неоправданно высокую стоимость.

Обязательно стоит учесть психологические особенности ребенка. Шалуну, непоседе будет полезна школьная обстановка. Строгие требования учителя станут ограничителем. Для эмоционального, тревожного малыша лучше рассмотреть альтернативные варианты. Тогда процесс будет более мягким, постепенным.

Желательно перед началом посещения курсов поинтересоваться характером, профессиональными качествами учителя.

Образовательные центры

Многие детские центры предлагают услуги подготовки будущих первоклассников. Такая форма занятий также пользуется спросом. Плюсами подобных занятий являются небольшие группы с индивидуальным подходом к детям. Родителям обычно предлагается выбрать удобное для занятий время.

Выбирая занятия в частном центре, следует заранее уточнить программу, разделы плана. Большое значение имеет репутация учреждения в родительской среде. Ведь качество подготовительных занятий непосредственно сказывается на уровне подготовленных к школе детей.

Репетитор

Индивидуальные занятия выбирают многие мамы, желая обеспечить ребенку максимум внимания. Такой подход положительно окрашивает обучение.

Минусом считается отсутствие детского коллектива. Занимаясь в группе, ребята привыкают выслушивать чужой ответ, принимать чужое мнение. Группа помогает развитию уважения. Хорошим навыком является распределение ролей, работа сообща. Индивидуальная подготовка исключает возможность подобного взаимодействия.