Ведем ребенка в детский сад — что нужно знать об адаптации?

Как быстро летит время! Только недавно ваш малыш был в пелёнках, вы ухаживали за ним, учили делать первые шаги, говорить первые слова.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Прежде всего хочется поговорить о правильном психологическом настрое, он крайне важен, если вы хотите что бы малыш в новой среде чувствовал себя комфортно, и вам не приходилось бороться с истериками перед каждым походом в детский сад.

Для этого очень важно доверие и позитивное отношение родителей к детскому саду, которое они уже должны передать своему ребенку. Понятно, что высшее упомянутое доверие и позитивное отношение у мам и пап будет только после «знакомства» с конкретным детсадом, его правилами и режимом работы, будущими воспитателями и т.п. Если у мамы негативное отношение к детскому саду: она чего-то боится, в чем-то не уверенна, если пребывание ребенка в саду у мамы вызывает жалость — то какой реакции нужно ждать от малыша?

А как же сформировать у ребенка это приятное и доверительное отношение к детскому саду:

  1. Почаще рассказывайте ему о детском саде, сколько там всего интересного и занимательного, много игрушек, новых друзей, и т.д.
  2. Никогда не запугивайте ребенка тем, что отправите его в детсад, лучше наоборот: «Если будешь хорошо себя вести … завтра пойдем в детский сад — там очень весело».
  3. Ходите на прогулки в садик, наблюдайте, знакомьтесь и играйте с детьми.

Для того что бы ребенок чувствовал себя максимально комфортно, он должен быть максимально самостоятельным. Перед тем как вести малыша в детский сад постарайтесь обязательно:

  • приучить его к горшку
  • самостоятельно кушать
  • научить одеваться, обуваться
  • мыть и вытирать руки
  • ложиться спать без: соски, укачивания в кроватке или на руках, и всего остального, что может дать мама но не воспитатель, у которого таких как ваш ребенок еще 15 детей.

Кстати, количество детей в группе имеет очень большое значение, особенно если отдаете ребенка в ясли. Чем меньше детей — тем больше внимания и безопасности для каждого малыша.

Естественно, высшее перечисленные умения являются очень желательными, когда ребенок уже пошел в детсад, но не каждый малыш в 2-а года может справится с такими задачами.

Главное, что бы у карапуза были понятие и навыки, что можно одеваться, и кушать самостоятельно, и как примерно это нужно делать. Самое важное, что бы ребенок в саду ходил на горшок, и умел подносить ложку ко рту, иначе — есть опасность быть мокрым и голодным.

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в детском саду

Возраст

Специалисты сходятся в том, что раньше 1,5 — 2 лет отдавать кроху в ясли не стоит. Единого же мнения о том, в каком возрасте начинать лучше, не существует. Здесь все индивидуально. И безусловно, зависит и от возможностей родителей.

Чаще всего в садик определяют трехлеток. Это связано с необходимостью выхода мамы на работу. В этом случае сложность создает тот факт, что в это время малыши переживают кризис 3 лет. Однако 3 года — условный ориентир. Кризис, связанный со стремлением к отделению и самостоятельности может начаться и закончиться как раньше, так и позже, различаться по интенсивности.

Исследование, проведенное И.Н. Серовой свидетельствует, что наиболее длительно и сложно процесс адаптации проходит у поступивших в ДДУ на втором году жизни: у 92% обследованных до конца первого года после поступления наблюдались характерные сложности. Для сравнения в исследовании приведены результаты наблюдения за воспитанниками, начавшими посещать детсад на третьем и четвертом году жизни. Среди них сложная адаптация наблюдалась значительно реже: в 60% и 53% случаев соответственно.

Читайте также:  Зубки вашего ребенка: все, что должны знать родители

Половая принадлежность

Замечено, что мальчики в основном переживают разлуку с мамой и вливаются в детсадовскую жизнь тяжелее, чем девочки.

Медкомиссия, детское «приданое» и т. д.

Оценив детский сад и детсадовские порядки, приступаем ко второму подготовительному этапу.

  1. Проходим с ребенком медицинскую комиссию (каких именно врачей следует посетить, должны подробно рассказать в садике). Это нужно по двум причинам. Во-первых, без медицинского заключения малыша в детсад не возьмут. Во-вторых, и самим родителям необходимо знать, здоров ли их малыш;
  2. Заранее готовим малышу детсадовское «приданое», то есть, необходимый комплект вещей, в который должны входить:
Медкомиссия, детское «приданое» и т. д.
  • сменная обувь;
  • несколько носовых платков;
  • расческа;
  • нижнее белье (не меньше 2-х комплектов);
  • сменную одежду на случай, если малыш испачкается;
  • пакет, в который можно будет сложить испачканную одежду;
  • любимую игрушку, если ребенок не может без нее обойтись.

Готовим ребенка к детскому саду

Это – основной и самый трудный момент. Тем более что кроме самого малыша, к такому событию волей-неволей готовятся и сами родители. Как же лучше провести такую подготовку?

Медкомиссия, детское «приданое» и т. д.
  1. Не суетиться и не нервничать. Родительская суета обязательно передастся ребенку, и если он свяжет ее с детским садом, то ему будет гораздо труднее впоследствии привыкнуть к изменениям в своей жизни.
  2. Следует помнить, что детсад для малыша – это неизбежный стресс, особенно на первых порах. Поэтому ребенка необходимо подготовить к детскому саду морально:
  • ласково с ним общаться;
  • стараться находиться рядом с ним как можно чаще;
  • проводить с ребенком регулярные беседы о детском садике, делая упор на то, как там хорошо и интересно;
  • показать малышу детский сад, играющих в нем детишек и напомнить, что скоро и сам он сможет так же весело играть и общаться с другими ребятами;
  • как можно чаще заводить дома разговор на тему, как повезло ребенку, что скоро он начнет ходить в садик, и как ему там будет хорошо;
  • ни в коем случае не отзываемся в присутствии ребенка плохо о детском саде или воспитателях;
  • тем более – не пугаем малыша детским садом;
  • все это придаст крохе уверенности, и в результате привыкание к детскому саду будет у него не таким болезненным.
  1. Пока малыш не ходит еще в садик, совершенствуем его самостоятельные навыки и учим новым привычкам:
Медкомиссия, детское «приданое» и т. д.
  • приучаем к режиму, стараясь, чтобы он был похож на детсадовский;
  • стараемся кормить ребенка пищей, которая хотя бы отчасти похожа на детсадовское меню;
  • больше гуляем с ним на свежем воздухе. Лучше, если во время таких прогулок ребенок будет общаться с другими детьми. Так он быстрее привыкнет к коллективу;
  • постоянно объясняем малышу, что надо дружить с другими детьми, не ссориться с ними и не драться, делиться игрушками и т. д.;
  • совершенствуем детские навыки в самостоятельном одевании и раздевании, учим его правильно и красиво складывать свои вещи;
  • кстати, о вещах. Детская одежда, в которой малыш будет ходить в садик, должна быть удобной, чтобы ее легко можно было снимать и надевать;
  • обращаем внимание, насколько правильно и уверенно ребенок садится на горшок, умеет ли он умываться, чистить зубы и пользоваться полотенцем;
  • проверяем, знает ли малыш свое полное имя, фамилии и имена родителей и свой домашний адрес. Если нет – учим его этим необходимым навыкам.

В среднем ребенок привыкает к детскому саду в течение полугода, так что родителям нужно быть готовым к тому, что когда их малыш начнет регулярно ходить в садик, обязательно возникнут и другие проблемы, которые также необходимо будет решать, но уже «на ходу».

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Читайте также:  Умения и навыки малыша в возрасте 7 месяцев

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

Степени адаптации

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

Степени адаптации
  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Степени адаптации

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Первый день в детском садике

Желательно, что бы в первые дни, проведенные ребенком в детском саду, в случае необходимости вы сопровождали своего кроху. Не все дети быстро вливаются в новый коллектив, некоторые могут испугаться обилия новых, незнакомых людей, начать плакать. Потому в первый день можно привести ребенка в садик просто на один час – пусть он побудет рядом со сверстниками, увлечется их играми, изучит обстановку, познакомиться с воспитателем. Если ребенок сам не проявит инициативы, помогите ему – познакомьте его с другими детьми, попробуйте придумать для них общую игру. Ребенку все должно понравиться, новый мир детского сада должен заинтересовать его.

На следующий день в саду можно побыть чуть дольше и сделать первую попытку оставить ребенка одного – пусть он побудет сам минут 15-20, пусть поймет, что в новой обстановке ему ничего не угрожает и пусть не боится быть один. В последующую неделю ребенок может находится в саду не полный день – иначе он может начать скучать и волноваться, потому забирайте его пораньше. А вот когда ребенок окончательно освоиться в новой среде – он может быть в саду полный день.

Первый день в детском садике

Обязательно обсуждаете с ребенком все происходящее в саду – пусть он рассказывает о своих играх, первых впечатлениях, делится своими переживаниями – так вы будете в курсе жизни вашего ребенка, а так же сможете своевременно пресечь развитие любых страхов, связанных с пребыванием в саду, вы можете объяснить и рассказать своему ребенку, что в этом нет ничего страшного, рассказать о своих воспоминаниям о садике, убедив, что вам тогда было интересно и весело. И, конечно же, обсуждая с ребенком его успехи в саду, вы сможете быть в курсе событий, происходящих там – вы будете точно знать, что вашего малыша никто не обижает, он со всеми находит общий язык.

Читайте также:  Во сколько новорожденый ребенок начинает узнавать маму

Правильная подготовка – залог того, что ваш ребенок будет себя чувствовать комфортно в новых жизненных обстоятельствах, что его детство будет счастливым и беззаботным.

Мнение психолога

Тему комментирует магистр психологии, специалист по психологическому благополучию Трушкин Иван Владиславович. В статье рассмотрен вопрос о том, нужен ли детский сад ребенку. На сегодняшний день, несомненно, посещение детского сада положительно влияет на социализацию детей. Но необходимо заострить внимание родителей на том, что должны быть созданы условия для полноценного развития, а также создания и сохранения психологического комфорта и благополучия ребенка любого возраста. Именно психологическое благополучие и комфорт с самого раннего детства являются залогом устойчивой личности взрослого человека.

Необходимо понимать, что ребёнок, попадая в новую среду (например, детский сад) находится в незнакомой для себя ситуации. Здесь важно, чтобы он понимал: поддержка родителей в любой ситуации, даже негативной, у него есть всегда. В тоже время, ему необходимо готовиться к самостоятельной жизни в коллективе. Именно с этой целью необходимо посещать детский сад, а также дополнительные развивающие группы.

Как психолог могу сказать, что посещение детского сада однозначно является положительным моментом. Поскольку ребёнок имеет возможность социализации, общения, командного взаимодействия. И он учится решению проблем, а также приобретает социальные навыки, необходимые ему для жизни.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

На успешное привыкания малыша влияет ряд вопросов, на которые следует обратить внимание.

Со скольки лет лучше отдавать в садик

Говоря по поводу возрастных рамок, детские психологи и педагоги сходятся в едином мнении – отдавать ребенка в детский сад нужно в 3 или 4 года. С чем это связано? Именно этот возраст является сенситивным для развития речи.

Поэтому 3-летний ребенок начинает активно общаться с ровесниками, у него развивается разговорная речь и другие психические процессы.

Ближе к четырём годам у детей появляется большое стремление к взаимодействию со сверстниками.

У трёхлеток развивается активная речь, они стремятся к общению и взаимодействию. Они с удовольствием рассказывают, как прошел день, что понравилось или не понравилось.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад

Чтобы психологическая адаптация прошла успешно, надо привить ему необходимые практические умения и навыки. Что необходимо в первую очередь?

  1. Уделить внимание навыкам самообслуживания: он должен уметь одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, держать ложку и кушать самостоятельно, правильно пользоваться горшком. Это всё он должен делать сам. Важно — не торопить малыша, а спокойно ждать и мотивировать его на самостоятельность.
  2. Развивать культуру личной гигиены: тщательно умывать лицо и мыть руки, использовать полотенце по назначению, держать ложку и кушать самому, вытирать рот салфеткой.
  3. Развивать самостоятельность и активность.
  4. Учить культуре общения с другими людьми.

А что можно посоветовать родителям, которые ведут свои чад в садик?

Стараться выбрать момент выхода малыша в детский сад, минуя кризис 3-ёх лет.

  1. Настраивать его на позитивный лад, говоря о детском садике.
  2. Заранее познакомиться с воспитателем и детьми и группы детского сада, куда вы собираетесь отдать своего ребенка.
  3. Ни в коем случае не припугивать малыша садиком.
  4. Рассказать ребенку для чего надо ходить в детское учреждение, убедить, что это необходимо, потому что он немного повзрослел.
  5. Никогда не показывать свое эмоциональное состояние перед тем, как отдаете его в группу.
  6. Не выходить на работу, а подождать, пока не пройдет адаптационный период.
  7. Проявлять свою любовь к ребёнку, быть терпимее к его негативным проявлениям.

Несомненно, не всё получается, как задумано. Помните, родители, самое главное – запастись терпением. И ваш малыш, немного погодя, вас порадует своими успехами и достижениями.