Простые и эффективные способы развития мышления

Сегодня люди особенное значение придают личностной эволюции, развитию мышления. Среди прочего часто упоминается логика. Многие не осознают всю ее важность для человеческой жизни.

Связь логики и математики

Логическое мышление – это способ мышления, при котором человек оперирует конкретными понятиями, строит рассуждение согласно определённым (логическим) законам и делает выводы на основе имеющихся данных.

Мыслить логически — это значит последовательно рассуждать, делать выводы из фактов и находить противоречия в собственных умозаключениях или рассуждениях других людей. Логические операции — анализ, синтез, сравнение и обобщение — мы обычно применяем, не задумываясь над названиями. Рассуждая, мы идем от общего к частному или наоборот, находим общее и различное, объединяем предметы и явления по общему признаку. Мы понимаем, что из чего следует, а какая информация противоречит прочим данным. Это как кататься на велосипеде: если один раз научился, то всегда вспомнишь и сможешь применить навык на практике. Но чтобы свободно пользоваться логическим мышлением, его нужно натренировать.

Математика – наука, использующая исключительно абстрактные понятия, которым нет аналогов в материальном мире. Математическое рассуждение построено на законах логики и строго им подчиняется. Когда ребёнок решает математическую задачу или делает вычисление, он не может опереться на свой жизненный опыт или интуицию, поэтому ему нужно использовать логическое мышление.

Развивайте логику вместе с репетитором!

Получается, что развивая логику, ребёнок обязательно развивает и способности к математике. А решая математические задачи и уравнения – учится мыслить связано и логично.

Тренировки

Развитие креативного мышления и логики возможно только в том случае, если ум привык работать в разных направлениях. Развитие логического мышления необходимо тренировать, вот некоторые практические советы:

  • Изучение естественных наук

Возьмитесь за изучение науки, близкой вам по духу, которое вы оттягивали. Физика, химия или история, другие точные науки прекрасно стимулируют гибкость мышления. Они учат выстраивать причинно-следственные цепочки.

  • Используйте аргументированный спор

Вместо стандартного желания ответить «потому что я главный» или «так надо», пытайтесь донести до оппонента свою точку зрения без эмоций, конструктивно. Используйте логическое, а также креативное мышление, вариантов диалога может быть огромное множество, избавляйтесь от привычных фраз и реакций. Особенно интересен способ подведения собеседника к необходимому выводу путем косвенных утверждений, с которыми он изначально согласен.

  • Играйте в шахматы, нарды, шашки и карточные игры

Это потрясающая возможность для развития логического мышления. Ведь происходит обучение причинно-следственным связям, просчитывание ходов соперника заранее. Тренируется извлечение уроков даже из поражений. Таким образом, человек постепенно убирает из своей жизни негативное мышление.

  • Найдите иные способы использования предметов

Данное упражнение способствует отличному развитию креативного мышления у взрослых. Выберете один предмет, будь то коробка спичек или табурет. И найдите все возможные способы использования предмета не по прямому назначению. На спичках можно считать, выкладывать рисунки, а табурет использовать как подставку для елки. Креативьте.

  • Игра в ассоциации

Используйте противоположные смыслы возникающим ассоциациям к конкретным словам. Допустим, твердая вата, мягкое стекло, горячий лед. Это помогает нашему мозгу настроиться на иной лад, убрать негативное мышление.

  • Читайте книги с конца

Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы. Наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.

  • Расширяйте словарный запас

Услышав незнакомое слово, смотрите его значение в словаре. А также: какова история возникновения, изначальное значение и использование сейчас. Это поможет более многогранно смотреть на мир.

  • Слова наоборот

Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз! Это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.

  • Придумайте то, чего не существует

Упражнение заключается в том, чтобы придумать животное или предмет, имя, которое не существует в природе. Леопанцыря или птицелиса, например. И в деталях все это представить или изобразить. Суть состоит в том, что очень тяжело придумать то, чего нет. Мозг все равно пытается свести все к знакомым формам, особенно у взрослых.

Порой негативное мышление берет верх, становится тяжело выполнить такое задание, которое кажется абсурдным. Умение абстрагироваться от знакомых форм и понятий, концентрироваться на еще малоизученных фактах, создавать принципиально новые вещи, станет полезным в любой профессии.

  • Разгадывайте анаграммы
Читайте также:  10 типов родителей, от которых в ужасе воспитатели в детском саду

Из перемешанных букв нужно составить слово. Развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.

  • Используйте другую руку

Если вы правша – левую, если наоборот – правую. Во время выполнения обыденных дел смените руку. Это стимулирует работу обоих полушарий, улучшая концентрацию, активизируя новые нейронные связи, таким образом, стимулируя логическое и креативное мышление.

Развиваем все виды мышления в игровой форме

Начало школьного периода и огромное количество заданий, являются стресс-фактором для ребенка, что вполне нормально для его развития, однако дополнительные тренировки умственных способностей намного лучше воспринимаются, в этот период, в игровой форме. На развитие словесно-логического мышления у молодого школьника, направлена учебная программа, которая может быть дополнена в разумных пределах специальными тренажерами или индивидуальными заданиями в игровой форме.

Упражнения на словесно-логическое мышление

Это в первую очередь те игры, которые помогут связать слова с реальными предметами или знакомыми образами:

  • Нахождение предмета по описанию – среди предложенных предметов, нужно выделить один или несколько, которые будут соответствовать заявленным условиям (вес цвет, форма, материал и др.)
  • История по картинкам – на основании рисунков, нужно составить краткую историю, которая объясняла бы все нарисованное логично или творчески (тренируется дополнительно логическое или креативное мышление).

Наглядно-образное мышление на данный момент уже имеет довольно высокую степень развития, однако его тренировка все еще очень важна и требует постоянства.

Упражнения на наглядно-образное мышление у школьников

В этом пункте, будет не лишним задействовать творчество ребенка, так как это сделает тренировку интереснее и продуктивнее:

  • Снять короткий видеоролик – пользуясь своим смартфоном, школьник должен создать короткий ролик с заранее заданными условиями (образами). Выбрать эти условия можно заранее, а можно предоставить это решение самому автору ролика.
  • Нарисовать картину по заданному сюжету – чем больше условий, тем эффективнее процесс тренировки, не обязательно объекты на рисунке должны быть существующими, можно смело подключать воображение.
  • Написать сказку с выполнением условий – условия определяют сложность тренировки, при выполнении этого задания потребуется как логическое умение, так и творчество.
  • Головоломки, логические задачи и задания на поиск закономерностей – такие упражнения можно подбирать как индивидуально, так и проходить их в специальных тренажерах мышления, которые доступны онлайн в соответствующем разделе.

Наглядно действенное мышление требует для своей стимуляции совмещения определенных действий с видимыми образами, что и нужно добиться при подборе заданий.

Упражнения на наглядно-действенное мышление

Образ из которого будет браться пример, требующий действий, может быть готовым (инструкция, пример другого человека) или изначально придумываться самим школьником (что намного сложнее и больше подходит в старшем возрасте):

  • Сборка макетов – разнообразие материалов позволяет выбрать увлечение на свой вкус и возможности. Это могут быть как модели техники, так и здания, ландшафты и т.д.
  • Моделирование – сложное увлечение, которое позволяет создать прообраз настоящего объекта с условием масштаба и всех особенностей механики.
  • Изобразительное искусство – репродукция картины, рисование с натуры и еще много творческих заданий входят в этот раздел.

Реально ли развить логику взрослому человеку?

Конечно, реально и даже необходимо! В мире происходит столько изменений, что старые знания часто уже не дают верного решения ситуаций. И хотя некоторые люди думают, что достаточно один раз получить высшее образование, а больше можно не учиться, в действительности такое мнение ошибочно.

Пожалуй, самым трудным станет победа над собственной ленью. И правда, время в жизни взрослого человека – дефицитный ресурс, который не всегда хочется расходовать на дополнительные усилия. На самом деле всё не так страшно, как вы думаете, – для развития логики вам не придётся тратить уйму своего драгоценного времени.

Нет нужды часами сидеть за книгами, пренебрегая общением со своими родными, ведь большую часть логических упражнений спокойно можно выполнять в компании.

Интересный факт. Знаменитый кубик Рубика, изобретённый скульптором из Венгрии, был таким популярным, что в 80 годы прошлого столетия даже издали целую брошюру, посвящённую кубику.

Каких результатов вы добьётесь при регулярной практике? Начнёт гораздо легче даваться решение сложных задачек, часть из которых покажется вам сущими пустяками.

Упражнения на развитие творческого мышления

Развитое креативное мышление позволяет видеть привычные образы с нестандартной позиции, анализировать их с разных сторон, делать нестандартные выводы, создавая новые вещи или делая гениальные открытия. Решая упражнения, нужно мыслить нешаблонно, уходя от стереотипов.

Эпитеты

Выписывают на лист бумаги несколько понятий, например, «утро», «ребенок», «фонарь». Нужно подбирать к каждому существительные, а затем прилагательные, определяющие их суть.

Невероятные истории

Сочиняют историю, придумав какую-либо невероятную фантастическую ситуацию. Например, «все животные стали разговаривать».

Письмо в будущее

Следует написать письмо себе в будущее, определив самостоятельно, через сколько лет оно будет прочитано.

Читайте также:  Кризис одного года у ребенка: особенности и характеристики

Сочинение

Нужно взять за правило придумывать варианты развития событий, изображенный на рисунках, увиденных мельком в книгах, журналах, на плакатах.

Применяя на практике упражнения, ориентированные непосредственно на развитие различных видов мышления, можно добиться значительного улучшения внимания и памяти.

Виды логического мышления

Мышление имеет разные виды по своему действию:

  • Наглядно-предметное. Есть предмет, и с ним совершается физическое действие, за счет чего получается информация. Этот вид познания используют дети с рождения и примерно до 2-3 лет (образное им пока недоступно). Еще это одно из наиболее часто используемых взрослым мышление.
  • Наглядно-образное. Человек представляет себе предмет и то, что с ним можно сделать, с учетом его характеристик. Появляется примерно в возрасте 2-3 лет и широко используется взрослым.

Наглядно-образное мышление

  • Словесно-логическое. Процесс мышления происходит с помощью понятий. Чаще всего используется для обобщений и сосуществует с двумя вышеописанными видами.
  • Теоретическое. Основывается на определении и анализе противоречий конкретной ситуации. Позволяет применять полученный вывод во всех аналогичных ситуациях.
  • Практическое. В его основе лежат постановка проблемы, составление плана, проекта по ее разрешению. Считается более сложным, чем теоретическое мышление.
  • Мышление пралогическое. Это способ поставить имеющиеся факты в логическую цепочку и пояснить ее с помощью мистики по причине недостатка информации. Так, яркий пример – вера древних греков в то, что гроза – проявление злости Зевса, как попытка объяснить погодное явление.

Логика – одна из основ человеческой жизни любой эпохи.

«Стереограммы»

Стереокартинки представляют собой интереснейшее явление, возникшее на стыке оптики, физиологии и психологии. Они хороши для тренировки глаз. Суть стереокартинок: отодвинуть стереограмму на расстояние полувытянутой руки, расфокусировать (расслабить) взгляд и посмотреть сквозь картинку, как будто она прозрачная или её вообще нет. Вначале глаза будут неосознанно переключаться на картинку, но это естественно. Спустя небольшое время (от нескольких секунд до пары минут) должно появиться объёмное изображение. Со временем будет получаться легче, и картинка будет чёткой. При просмотре стереограммы не нужно напрягать зрение! (приложение 8)

В заключение хочется сказать, что на самом деле игры на мышление — действительно очень полезная вещь, и если упражняться каждый день хотя бы по 30-40 минут, совсем скоро заметите, что ум стал острее, вы начали видеть больше необычного вокруг себя, да и сам процесс мышления преобразился – начал доставлять больше удовольствия и положительных эмоций.

Для чего нужно развивать логику

По мнению многих, умение логически мыслить не так уж нужно, ведь прожить можно и без него. Это ошибочное суждение, потому что логика и поступки имеют тесную взаимосвязь. Взять, к примеру, людей, живших в древние времена. Они выжили благодаря логике. Каждый день им приходилось анализировать то, что происходит вокруг, делать на основании этого выводы. Если сосед умирал после того, как съедал неизвестный плод, другие понимали, что повторять его действия не стоит. И это касается всех сфер жизни, включая садоводство и земледелие.

Знание того, как правильно развить логическое мышление, помогает и современному человеку. С его помощью он поднимается по карьерной лестнице, строит взаимоотношения с окружающими, >борется за свое мнение.

Для чего нужно развивать логику

Итак, логическое мышление – незаменимый помощник каждого человека. Оно не появляется с рождения, а приобретается по мере взросления. Поэтому его развитию следует уделять особое внимание. Помогут в этом чтение классической и специализированной литературы, решение кроссвордов, изучение иностранных языков.

Логические задачи, игры, упражнения, развивающие мозг

Логика очень тесно связана с другими мыслительными процессами. Логическое мышление крайне важно для многих профессий, особенно с ним “дружат” программисты, следователи, учителя, инженеры, менеджеры и другие не менее важные специалисты.

Логические задачи эффективно тренируют мозг, так как требуется находить что-то новое, сравнивать, анализировать. Все логические задачи и игры, развивающие мозг, строятся на нескольких принципах:

  • исключение лишнего;
  • поиск общего;
  • выявление закономерностей;
  • решение загадок;
  • изучение пространственных позиций;
  • сравнение.

Приведу примеры некоторых логических упражнений, игр и задач.

Задачи

На поляне росло 3 березы. На каждом дереве по 7 веток, а на каждой ветке еще по 2 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок?

Человек будет напрягаться, тужиться, чтобы успеть посчитать все ветки. А подвох-то в том, что на березе яблоки не растут!

Бутылка с пробкой стоит 1 р. 10 коп. Сама бутылка дороже пробки ровно на 1 р. Сколько эти два предмета стоят по отдельности?

Вы, как и я, сразу подумали об 1 р. и 10 коп.? Но нет, этот ответ неправильный. Если бы это было так, то разница между ними составляла 90 коп., что уже противоречит условию. Получается, что бутылка стоит 1 р. 5 коп., а пробка – 5 коп. Тогда условие соблюдено.

Прекрасно потренировать свою логику в любом возрасте получится с помощью логических игр. Чтобы вы не напрягались и не искали их по просторам интернета, я сделала это за вас. На сайте BrainApps вы найдете 15 игр, развивающих логическое мышление. Приведу 3 примера.

Читайте также:  Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

Анаграммы – успешное прохождение игры тренирует несколько навыков: память, логическое мышление, проверку разных теорий, вербальный интеллект. Бонусом прохождения игры станет развитие креативности. Игроку необходимо прочитать исходное слово и в приведенных ниже анаграммах найти правильный вариант, подходящий по всем буквам, за короткое время.

360 градусов – развивает пространственное мышление, без которого сложно видеть глубину, объем объектов и их взаимодействие. Игра совершенствует логические операции мышления, улучшает креативность, способствует ускорению мыслительных процессов. Правила: нужно понять, изменилась ли картинка после поворота. Даются 2 варианта, где игрок выбирает правильный.

Быстрое сложение – нужно выбрать несколько слагаемых, чтобы сумма была равна указанному числу. Игра развивает логику, скорость мышления, креативность и концентрацию внимания.

Упражнения

Упражнения часто даются целым блоком в картинках. Они предназначены больше для детей в психологической или логопедической практике, но и взрослым также будет полезно их использовать для своего развития. Приведу пример нескольких из них.

Упражнение “Продолжи ряд”. Вам нужно продолжить ряд по какому-нибудь одному признаку. Например: пылесос, кофеварка, стиральная машинка, … Правильным ответом будет микроволновая печь или мультиварка, так как рассматриваются бытовые электрические приборы.

Упражнение “Найди общее”. Дается несколько слов, на первый взгляд, не связанных между собой. Но вам нужно найти то, что их объединяет. Например: мальчик, цыпленок, шампиньон, … Что общего? То, что они растут, то есть живые организмы.

Упражнение “Исключить лишнее”. Даны изображения 5 фигур: красный круг, зеленый треугольник, красный квадрат, синий прямоугольник и синяя трапеция. Что здесь лишнее? А в этом упражнении два правильных ответа: синий прямоугольник или красный круг. Круг, так как нет углов. Треугольник, так как больше нет фигур зеленого цвета.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать

Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление