Как научить ребенка пересказывать текст, методы развития умения пересказывать \ Что нужно знать родителям?

Умение устно пересказать прочитанный текст, представляет собой один из навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы. Воспроизводя текст своими словами, ребенок тренирует память, способность к мышлению, развивает свой словарный запас, учится определять главные и второстепенные мысли. Давайте рассмотрим, как научить ребенка пересказывать прочитанный текст.

Как научить ребенка пересказывать текст

Сначала ребенок должен внимательно прочитать текст и понять его основное содержание. Эта цель считается достигнутой, если ребенок может свободно ответить на вопрос: «О чем этот текст?»

Дальше ребенок берет карандаш и подчеркивает ключевые слова и выражения в тексте. Что такое ключевые слова? Это смысловые отрезки, состоящие из двух-трех слов, которые содержат основной смысл.

Пока ребенок будет искать и подчеркивать ключевые слова, он во второй раз прочитает текст.

Затем надо составить план текста. Можно это сделать в письменном или в устном виде. Обычно надо назвать каждый абзац. Особое внимание ребенок должен обратить на два последних предложения в абзаце, потому что часто в них как раз и содержится основной смысл микротемы, то есть абзаца.

Затем можно попробовать пересказать текст, стараясь не упускать детали. При первом пересказе можно изредка подглядывать в текст или в план, если он записан.

Особенности речи при пересказе текстов разных стилей

Как научить ребенка пересказывать текст

Когда содержание усвоено ребенком достаточно хорошо, можно попросить его обратить внимание на качество устной речи. Ребенок должен осознанно последить за тем, как он говорит. При повторном пересказе пусть следит за плавностью речи, избегает лишних слов, старается использовать побольше синонимов, чтобы рассказ получался разнообразным, интересным.

Также, надо научить ребенка различать тексты по стилю.

Если задано пересказать параграф по географии или биологии, то это потребует точности: названия и термины надо будет заучить наизусть. При пересказывании текста из курса обществознания надо тоже учитывать специфику этой науки. Язык там приближен к канцелярскому, не должно быть никакой лирики, поэтому ребенок должен следить за этим.

Когда же будет пересказывать художественное произведение, надо смотреть, чтобы ребенок подражал речи героев, использовал слова из текста или заменял их синонимами, пополняя свой словарный запас. Поэтому если встретились незнакомые или не совсем понятные слова, нужно найти их значение в словаре. А для поиска синонимов к любому слову можно воспользоваться сервисом синонимы онлайн, на сайте словаря синонимов русского языка. Если произведение относится к девятнадцатому веку, надо следить, чтобы ребенок не использовал некоторые современные слова или жаргонизмы, свойственные веку двадцатому.

Почему дети не умеют пересказывать текст?

У родителей бытует мнение, что неумение изложить прочитанную историю связано с недостаточной концентрацией на прочитанном. То есть, ребенок номинально читает, даже зачастую прилежно и усидчиво, но если текст ему неинтересен, то он просто не вникает в его смысл. Отчасти это справедливое наблюдение, однако, педагоги и детские психологи связывают недостаточный навык пересказа прежде всего с «недосформировавшейся» речью. В бытовом смысле ребенок хорошо социализирован, ориентируется и свободно общается в семье, но его словарный запас крайне ограничен. Ярким симптомом такой проблемы является активная жестикуляция при разговоре, если попросить малыша объяснить причины того или иного поступка. Ему не хватает лексики для выражения эмоций и сложных причин, именно это он и заменяет жестами и мимикой, тогда как простые объяснения он может дать без особого труда.

Ограниченный словарный запас связан с определенной закрытостью внутри семьи, когда малыш большинство разговоров проводит с родными людьми, соседями или гостями. Нехватка естественного общения с друзьями своего возраста в дошкольный период как бы «консервирует» неразвитость речи. Родные люди и так поймут малыша, а надобности что-то доказывать или убеждать в своей правоте, попросту нет.

Вторая по значимости причина затруднений с пересказом текста, даже просто услышанного, заключается в неумении читать. Современные дети с малых лет «юзают» интернет, играют, смотрят ролики и так далее, в этом они часто превосходят родителей. Однако собственно чтения как практики, когда малыш увлекся историей и прочитал ее целиком, пусть медленно и с трудом, катастрофически не хватает. Недостаток печатного слова значительно обедняет «стартовый» словарный запас, затрудняет понимание информации, которая выходит за бытовые и семейно-социальные рамки.

И лишь на третьем по значимости месте стоит проблема детской расконцентрации. Она тоже оказывает мощное негативное воздействие, но в подавляющем большинстве случаев в комплексе с остальными двумя проблемами. Значит, и решать их нужно системно, уделяя должное внимание каждому аспекту, чтобы развитие «пересказывательных способностей» было гармоничным. К слову, в российской образовательной системе есть строгие стандарты, согласно которым ученик 1-3 классов должен связно пересказывать минимум 50% смысла текста, а пятиклашка уже все 100%.

Читайте также:  Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики

Занятия с детьми постарше

Как научить ребенка пересказывать текст, вопрос с которым сталкиваются все родители. Сделать это можно самостоятельно, не обращаясь за помощью к учителю. Для этого понадобится некоторое количество времени и соблюдение определенной последовательности.

  1. Выбираем текст. Чтобы развить навыки пересказа, не стоит сразу выбирать тексты, изобилующие сложными для ребенка словами. Текст должен быть простым и понятным, включать не более 7-15 предложений.
  2. Перед чтением обратите внимание вашего чада на то, что ему предстоит пересказать услышанное, это поможет ему сконцентрироваться.
  3. После чтения поинтересуйтесь, был ли прочитанный текст интересным ребенку, задайте конкретные вопросы, на которые он сможет быстро найти ответ.

Если у ребенка возникли вопросы, объясните ему значения сложных слов и попросите охарактеризовать главных персонажей.

Занятия с детьми постарше

Начните пересказ и предложите малышу закончить начатое вами предложение. Следующим шагом станет самостоятельный пересказ.

FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Пересказывать можно тексты, которые ребёнок воспринимает со слов взрослого или читает сам. Пересказ текстов, которые дошкольник читает самостоятельно, допустим только при хорошо сформированном навыке чтения. Малыш, который только учится читать, плохо воспринимает смысл прочитанного. Деятельность мозга занята распознаванием букв и их воспроизведением. Когда чтение становится более автоматизированным, можно переходить к вопросам о прочитанном.

Пересказ для детей 4-5 лет

Для малышей, которые не умеют или только учатся читать, взрослый сам воспроизводит текст. Для облегчения восприятия необходимы хорошие иллюстрации. Тексты нужно выбирать по возрасту, без множества действующих лиц и сложной последовательности действий. Все слова должны быть знакомы ребенку. По необходимости нужно проводить работу над новыми словами. Их не должно быть больше двух-трёх.

Cхема пересказа для дошкольников

1. Первичное прочтение текста. Читать нужно медленно и выразительно. При чтении можно подключать мимику и жесты.

2. Работа с незнакомыми словами. Для начала нужно выявить слова, смысл которых не знаком, или не ясен до конца. Если малыш не может объяснить значение какого-либо слова, необходимо его пояснить. Если это предмет, его нужно показать на картинке или в реальности. Обязательно привести примеры использования слова в различных ситуациях. Для проверки можно предложить дошкольнику самому придумать, где может использоваться слово.

3. Второе прочтение текста с теми же требованиями.

4. Вопросы по тексту. Нужно стараться, чтобы они не предполагали односложного ответа «да» или «нет». Cледует помогать дошкольнику составлять ответы, если он их знает, но не может сформулировать.

5. Если ребёнок имеет высокий уровень развития, он может уже на этом этапе попробовать пересказать своими словами сюжет. Если малыш ещё не уверен в своих силах, нужно прочитать в третий раз, если понадобится – и в четвёртый. Попросить дошкольника пересказать можно в игровой форме:

— Тебе понравилась сказка? Давай теперь расскажем её мишке (взять любимую игрушку малыша). Он будет рад, если именно ты расскажешь ему эту сказку.

метода Как запомнить текст по-простому. Мнемотехнические лайфхаки

Умение быстро запоминать тексты помогает не только в школьные времена, когда на следующий день нужно пересказать сочинение. Оно помогает тем, кому нужно часто выступать перед аудиторией, в ситуациях, когда нужно ознакомиться с новой информацией за короткие сроки.

Ситуаций где пригодится запоминать – как минимум, много. Хотя на практике ты не будешь как Шелдон Купер запоминать страницы одним взглядом, но ряд инструментов поможет тебе получить от человеческой памяти чуточку больше.

Ниже приведены рабочие способы и методики, которые смогут оказать тебе помощь при запоминании. Инструменты заточены под свободный рассказ и пересказ материала, для стихов и запоминания с точностью 1 в 1 – хуже.

Отказ от зубрения — точно, говорим нет сразу

Сразу разграничим для себя, зубрение и усвоение – вещи разные, часто несовместимые.

Зубрение подразумевает дословное запоминание фраз в определенной последовательности. Губительность этого подхода в том, что он займет много времени, а отдачи практически не принесет.

У меня в школе именно так и было.

Для пересказа необязательно говорить то, как было дословно написано. Не нужна 100% точность, подстраивай фразы под свой стиль речи, упускай незначительности. Но не нарушай изначально заложенного смысла.

Если мы говорим про формулы, даты, точные данные, то здесь нужно применять уже другие правила.

Следовательно, достаточно попросту прочитать несколько раз материал и максимально вникнуть в его суть. Далее достаточно составить примерный план и во время доклада просто говорить об этом со знанием дела.

Если будешь пытаться запомнить набор слов, без привязки к смыслу, то количество усилий приложенных для запоминания единицы информации кратно возрастет.

метода Как запомнить текст по-простому. Мнемотехнические лайфхаки

Другое дело, что с текстом следует сначала детально разобраться и в этом тебе помогут нижеприведенные рекомендации.

Разбивай материал на части, учи текст маленькими порциями

Психологами давно установлен факт, что при наличии большого текста его лучше поделить не несколько частей. Другими словами, много небольших отрывков легче запомнить, чем один огромный. Достаточно поделить материал максимально на 7 частей, если у него одна общая мысль. Такой метод получил название структуризация информации.

Обрати внимание, лучше всего концентрировать усилия на запоминание середины текста. В начале практически отсутствует нужная информация, водичка, а концовка врезается в память механически, что для этого не нужно прилагать столько же усилий.

Рукотворно создавай ситуации в жизни для беспрерывного запоминания

Если у тебя еще есть в запасе 2-3 дня до нужного события, можешь обмануть себя и создать условия для легкого запоминания.

Способ I

Распечатай небольшие отрывки материала и развесь по квартире, там где часто проходишь, каждый раз читай и повторяй. Это может быть в туалете, в ванной, на кухне, на холодильнике.

Читайте также:  Ребенок и спорт: мотивация, возможные проблемы и помощь родителей

Способ II

Создай закрытый канал в телеграмме, или закрытый паблик ВК, опубликуй части и поставь 10-12 будильников в течение дня, в отведенное время читаешь рандомную порцию текста и пытаешься запомнить.

Если особо ленивый – отправь куски в 2 частым собеседникам и добавь в закрепленные сообщения, полез общаться: прогнал материал еще раз. Но возможно тебя сочтут немного е#4утым

Кто плохо читает, тот плохо пересказывает

Определённо будут затруднения с пересказом текстов, если ребёнок плохо читает. Пока не будет устранено это препятствие, пересказ текста может  стать непреодолимым препятствием.

Доказанный факт: чем быстрее человек читает, тем лучше он запоминает текст. Судите сами: если пятиклассник читает по слогам, сможет ли он подготовить пересказ текста в несколько страниц? Ведь он наверняка забудет даже то, что было в начале предложения, когда доберётся до последнего его слова.

Поэтому надо начинать работу над улучшением техники чтения.

Как научить ребёнка пересказывать

Вообще это умение нужный навык в жизни в целом, не только в школе. Как уже было упомянуто ранее, он формируется у детей и важно правильно научить, помочь им в этом. Детям важно осознавать сюжетную линию, главных героев, события, чтобы сформировать последовательность грамотного текста. Советы по действию учения детей пересказу:

    1. Выберите книгу с банальным и простым финалом. Вспомните только, как свободно читаются и долго хранятся в голове сказки. На пример, сказка «Репка».
    2. Покажите для начала просто книгу и дайте предположить ребёнку об её содержании.
    3. Зачитывайте один и тот же сюжет несколько раз, но используйте разные интонации, меняйте голос, это больше увлечет ребёнка.
    4. Затем, задавайте ряд вопрос «Почему», ну например, почему дед позвал внучку и тому подобное.
  1. Если Вы занимаетесь с ребёнком школьного возраста, пусть самостоятельно читает текст. Попросите его замедлить темп речи, читая наиболее внимательно.
  2. Объясняйте слова, которые не понятны ребёнку и видят в первый раз.
  3. Составьте план действий, задавайте по нему потом вопросы в последовательности прочтённого текста.

Я учусь пересказывать — как научить ребенка пересказывать текст

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста — очень важная для развития ребенка и при этом необычайно сложная деятельность. Во время пересказывания активно задействовано мышление ребенка, его воображение и память. Итак, как научить ребенка пересказывать текст по памяти? Для того, чтобы пересказать произведение, ребенок должен уметь:

  1. выслушать произведение,
  2. понять его основное содержание,
  3. запомнить последовательность изложения,
  4. передать текст осмысленно и связно.

С ребенком необходимо стараться чаще проводить занятия по рассказыванию, при этом содержание занятий должно быть связано с основными аспектами его жизни. Научить ребенка пересказывать текст поможет пособие Загуменной О. В. Скачать пособие можно по ссылке в конце статьи . В пособии собраны тексты с вопросами, а также ряд заданий. Задания сопровождаются объяснениями и рекомендациями для родителей, помеченными знаком / ! /.

Приложение 1 поможет ребенку научиться пересказывать прочитанное. Если ребёнок не умеет читать , текст читает взрослый . Далее ребёнку задаются вопросы по содержанию прочитанного .

При ответах на вопросы используются опорные картинки — подсказки по каждому предложению , которые даны в Приложении 1 . В следующем задании взрослый намеренно переставляет картинки местами и спрашивает ребёнка , что изменилось . Ребёнок вместе со взрослым вспоминает последовательность событий и ставит картинки в правильном порядке , это упражнение поможет научить ребенка пересказывать текст, пользуясь картинками-подсказками.

Далее ребёнку предлагается лист из Приложения 2 «учимся пересказывать прочитанное» , где он должен прочитать предложения , заменяя картинки словами . Если ребёнок не умеет читать , предложение читает взрослый , делая паузу в том месте , где нарисована картинка .

Следующее задание более сложное и предназначено для детей , владеющих навыком чтения . В нём ребёнок должен прочитать предложения и поставить в квадратиках цифры , соответствующие порядковому номеру предложений в тексте . При выполнении этого задания рекомендуется прочитать все предложения , найти первое и поставить в квадратике цифру 1 , затем второе и т . д .

Далее ребёнку предлагается работа по составлению предложений из отдельных слов ( Приложение 3 ). Особенность этого задания заключается в том , что ребёнок сначала читает предложение целиком . Затем взрослый на его глазах разрезает предложение на отдельные слова и перемешивает их . После чего ребёнка просят заново сложить предложение из слов и прочитать , что у него получилось .

Итогом данной работы является самостоятельный пересказ текста по опорным картинкам из Приложения 2 . Ребёнку вновь можно предложить самостоятельно расставить картинки в правильном порядке , а затем , глядя на картинки , вспомнить и последовательно воспроизвести предложения . По желанию педагога или родителей , и исходя из возможностей ребёнка , он может написать в тетради изложение этого текста с использованием опорных картинок и вопросов .

Вторая часть пособия более сложная . В ней ребёнку необходимо пересказать текст и написать изложение уже не по картинкам , а по вопросам , опорным словам или плану , составленному вместе со взрослым . Ко второй части пособия также предлагается приложение . В нём даны тексты , которые предварительно разрезаются взрослым на отдельные слова . Из этих слов ребёнок должен сложить предложения и целиком текст .

Читайте также:  Детская ложь: почему ребенок врет и как научить его говорить правду

Также в приложении представлены примерные планы текстов для взрослых . Ребёнок может писать изложения по этим планам , либо составлять свои планы вместе со взрослым . Таким образом , пособие является основой, базовым материалом, который рассказывает, работа с этим пособием способствуют развитию связной речи , совершенствованию понимания прочитанного , формированию навыка самостоятельного пересказа текста .

Секреты успеха для быстрого запоминания любого текста

У каждого из нас были ситуации, когда в короткие сроки нужно запомнить большой объём информации. Будь то школа или университет, мы часто ломали голову, думая о том, как быстро запомнить текст, особенно если до экзамена остаётся одна ночь.

Легко и главное быстро воспроизвести в памяти и рассказать текст помогут простые способы, которые уже не раз проверялись на практике.

Однако помните, что память и, соответственно, способности к запоминанию у всех отличаются, поэтому нужно подобрать способ под себя или же составить свой собственный, опираясь на опыт и приведенные здесь рекомендации. Итак, рассмотрим некоторые популярные методы.

«Классический»

  1. Первым делом нужно подготовить организм к скорой работе. В этом отлично поможет прогулка в парке, минут на 15-20; езда на велосипеде, прыжки через скакалку или плавание. Главное не перенапрячь себя.
  2. Место, где предстоит запоминание текстов, не должно Вас ничем раздражать; желательно пусть оно будет тихим.

    Главное – иметь возможность сосредоточиться.

  3. Далее можно приступать к прочтению текста. Читайте внимательно, понимая его смысл. Обязательно узнайте в толковом словаре значения всех неизвестных слов.

  4. Разделите текст на 7-9 смысловых частей (именно столько может удержать наша краткосрочная память), каждую из которых нужно озаглавить цитатой из этого фрагмента, выражающей главное. Записав все заглавия, у вас получится план. Его, для надёжности, можно несколько перечитать.
  5. Начните перечитывать первый фрагмент.

    Сначала пробуйте рассказать одно предложение, затем второе, третье и т.д. После соберите всё воедино и перескажите часть, не забывая опираться на цитату из плана. Повторите тоже самое с остальными частями.

  6. Если все смысловые фрагменты запомнены хорошо, приступайте к пересказу всего текста целиком.

    Чаще всего, отдельные слова или фразы никак не могут запомниться и постоянно забываются. Если такое произошло, запишите их на листочке, в который изредка посматривайте, пока слова не отложатся в голове.

  7. Теперь можно сделать небольшой отдых, старайтесь минут 30 не думать о тексте; займитесь другими делами.

  8. Спустя время, ещё пару раз повторяем его. Ложитесь спасть пораньше, чтобы хорошо выспаться. Используя этот приём, даже сложный параграф будет казаться вам простым и понятным.

«Древнеримский»

Метод впервые описал Марк Туллий Цицерон – древнеримский оратор, который известен тем, что мог легко запомнить огромное количество фактов, дат и имён, не пользуясь при этом никакими записями. Способ поможет быстро научиться воспроизводить в памяти любую информацию. Итак, как пересказать текст, пользуясь методом ассоциаций?

Суть его заключается в создании ассоциаций. То есть в голове строится некая матрица, каждый элемент которой содержит в себе определённый образ.

В дальнейшем, при запоминании какой-либо информации, ключевые части текста должны ассоциироваться с тем или иным образом.

В среднем, человек может удержать более 100 различных образов, что позволяет эффективно запомнить большие объёмы текста, например параграф учебника.

Секреты успеха для быстрого запоминания любого текста

Подробней остановимся на том, как создаётся матрица образов. Их лучше заимствовать из хорошо знакомой вам местности, например из комнаты или с места работы. Главное – ярко представлять все предметы, находящиеся там. Начинайте их перебирать.

Стул, диван, компьютер, телевизор, часы, тумбочка – все предметы должны быть чётко смоделированы у вас в голове. Чтобы не перепутать, какой элемент уже был, а какой не был, начните представлять, например, сначала левую сторону, затем противоположную и т.д.

Для создания большой матрицы используйте сразу несколько знакомых вам мест. Теперь вы знаете, как лучше запоминать прочитанное.

«Викторианский»

Метод, описанный преподобным Брейшоу, поможет запомнить любую дату. Он особенно полюбился студентам исторических факультетов, поскольку любой параграф легко запоминается. Научиться ему очень просто. Суть заключается в кодировании цифр буквами и последующее составление фраз. Адаптированный под русский язык код выглядит следующим образом.

Цифра123456789000
Буква б, в г, д ж, з к, л м н, п р, с, т ф х, ц ч, ш щ

Вариант использования кода: 1812 – бфбг (Бонапарт фырчал, Бонапарт гнал). Чем абсурднее фраза, тем легче она запоминается.

Несколько практических советов

  • Текст, который вы прочитаете прямо перед сном, запомнить гораздо проще. Утром можно ещё раз быстро взглянуть на него.
  • Не последнюю роль сыграет и стимул. Пообещайте себе какую-нибудь награду за проделанный труд. Например, выучив очередной параграф, угостите себя шоколадкой.
  • Делите информацию на смысловые части, на абзацы. Трудные отрывки перечитываются по несколько раз. Главное – частые тренировки.
  • Тренируйтесь на иностранных текстах. Здесь хорошо поможет аудирование; при этом лучше повторять за диктором все сказанные слова.

Кугушева Анна (11 , 4,09 из 5)

Правильный выбор текста для пересказа

Родителям необходимо своему ребенку подобрать правильный текст для пересказываний. Что это значит «правильный текст»?

  • Если ваш малыш еще совсем маленький, то подберите ему книжку с интересными картинками.
  • Выбирайте недлинный текст, чтобы ребенок не устал.
  • После прочитанного задайте вопросы: «Скажи (имя ребенка), кто был главным героем в рассказе? Что же он делал?».
  • Вряд ли малышу понравится утомительный рассказ о природе. Книга должна содержать в себе интересные сюжеты с героями, желательно, чтобы их было немного, ребенок может запутаться.