Как научить быстро читать первоклассника

Научить своего ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из легких. Чтение — основа для успешного обучения детей в школе, поэтому многие родители стремятся научить своего ребенка читать еще до поступления в первый класс.

Мно­гие делают ошибку, когда начи­нают само­сто­я­тельно обу­чать детей читать. Так, роди­тели пыта­ются доне­сти мысль, что «МАМА» — это «ЭМ», «А», «ЭМ», «А». Это непра­виль­ный под­ход. Учиться читать надо сло­гами, соот­вет­ственно, запо­ми­нать надо слоги. Важно знать, что обу­че­ние чте­нию — это раз­ви­тие памяти. Чтобы ребенку запом­нить навсе­гда что-то новое, ему это надо пока­зать и назвать около 600 раз. Ребе­нок про­сто запо­ми­нает (а не пони­мает, как при­нято счи­тать), как пишутся буквы, чита­ются слоги, слова и пред­ло­же­ния. Создайте вспо­мо­га­тель­ную среду дома – окру­жите ребенка сло­го­выми таб­ли­цами, бук­вами в куби­ках, на маг­ни­тах и т.д. Чем чаще он будет видеть буквы, тем быст­рее к ним при­вык­нет и запомнит.

Тех­ника обу­че­ния: сна­чала взрос­лый читает сам и водит своим паль­цем или указ­кой по тек­сту, чтобы ребе­нок видел, что он читает. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10–15 в день. Затем можно читать, пока­зы­вая паль­чи­ком ребенка, то есть, дви­гая по тек­сту его руку. На этот этап можно потра­тить от недели до месяца. И только после этого, при­сту­паем непо­сред­ственно к самому обу­че­нию: сна­чала читаем слог сами, а затем про­сим повто­рить ребенка. Когда ребе­нок научится читать про­стые слоги, можно при­сту­пать к сло­вам, также сна­чала про­чи­тав ему слово вслух, а затем попро­сить ребенка повторить.

В чем наши преимущества

У нас работают опытные и неравнодушные сотрудники, которые прекрасно разбираются в детской психологии, поэтому могут найти общий язык с ребенком любого возраста, характера и темперамента. Уважительное отношение к детям в нашем центре органично сочетается с разумной дисциплиной, умением «держать дистанцию». Главное, что ребятишкам по-настоящему интересно ходить на занятия!

При обучении быстрому чтению, наши преподаватели используют современные методики. Занятия проходят в непринужденной, раскрепощающей обстановке, когда даже робкий и застенчивый ребенок избавляется от смущения, скованности и сможет проявить свои способности, до сих пор скрытые. Мы гарантируем, что ему точно не будет скучно! Немаловажный момент: стоимость услуг нашего центра развития вполне умеренная.

Если вы хотите хорошо подготовить ребенка к обучению в школе, и к последующей самостоятельной жизни, научите его быстро читать! А мы всегда готовы оказать квалифицированную помощь в этом деле.

Причины медленного чтения

Чтобы понять, как научить детей читать быстро, нужно разобраться в причинах медленного чтения.

Перечислю некоторые из них:

Причины медленного чтения
  1. Малыш плохо запоминает материал, часто отвлекается, не сосредотачивается на самом процессе прочтения, а если и читает, то не вдумывается в смысл. Следовательно, даже при нормальной скорости текст не будет полностью освоен. Такое чтение не является результативным, поскольку проверка скорости всегда включает в себя проверку понимания содержания.
  2. Ребенок способен охватить зрением только несколько букв, а не все слово. Для того чтобы понять смысл слова, таким детям необходимо сначала соединить слоги в слова, что забирает много времени.
  3. Словарный запас крохи достаточно мал, малыш долго думает над значениями слов, прежде чем перейти к следующим.
  4. Слово перечитывается несколько раз для гарантии, что оно озвучено верно. Такой процесс называется регрессия.
  5. Нечеткая дикция, артикуляционный аппарат не развит. Кроха мямлит, глотает слова или окончания.
  6. Текст, подобранный для чтения, не соответствует возрасту малыша, труден для понимания.
Читайте также:  Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Здесь я назвала те причины, с которыми сталкиваются большинство родителей, занимаясь с детьми, о которых я прочитала в специализированной литературе. Возможно, существует еще множество. Однако эти наиболее популярные.

Что предложить почитать детям

Малышам, которые только научились читать, скучно изо дня в день проговаривать ничего не значащие слоги. Если ребенок знает уже несколько букв, нужно предлагать ему составленные из них слова, так гораздо интереснее.

Когда детки научатся складывать слоги, им дают коротенькие интересные тексты. Это необязательно сказки. Есть прекрасные познавательные и поучительные рассказы Осеевой, Драгунского, Бианки и других детских писателей.

Ребенок со скоростью чтения 80 и более слов в минуту уже способен за один раз прочитать 1-2 печатных страницы. Читает, как ему удобно, вслух или про себя.

Что предложить почитать детям

Если школьник прочитывает 120 слов в минуту, можно сказать, что это уже быстро, но далеко не предел. Таким детям, помимо обязательной, разрешают предпочтительную литературу. Главное, что выбор этой литературы должны сделать они сами. Если интересен жанр фэнтези, не стоит отговаривать и навязывать классику.

В школе предъявляют достаточно строгие требования, и уже в 5 классе на урок литературы необходимо прочитать до десятка страниц текста, который не всегда оказывается интересен. Даже если ребенок и прочитает все заданное, то чаще всего не запоминает сюжет и не может его пересказать. Здесь необходима помощь родителей. Нужно читать вместе: он одну страницу, мама – другую вслух. После этого следует объяснить непонятные моменты и слова, возможно, после разбора, произведение не покажется таким уж скучным.

В каком возрасте начинать

Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно.

В каком возрасте начинать

В начале специалисты советуют научить читать ребенка по слогам.

По методике Зайцева, Домана, Монтессори

В каком возрасте начинать

Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.

По Вальдорфской школе

В каком возрасте начинать

Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.

Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.

В каком возрасте начинать

Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.

Рекомендации родителям по обучению буквам и чтению по слогам

Итак, к чтению приступают, когда дошкольник знает буквы и произносит все звуки. Опыт родителей показывает, что осваивать чтение можно и с пятилеткой, который еще не научился произносить два или три согласных звука, обычно это «р», «л». Чтение даже может стать стимулом для освоения этих звуков.

Обучение чтению можно разделить на три этапа:

  1. Изучение букв.
  2. Чтение по слогам.
  3. Тренировка слитного чтения с пониманием прочитанного.
Рекомендации родителям по обучению буквам и чтению по слогам

Важное условие для раннего обучения чтению по слогам — желание и просьбы самого ребенка. Слоги, как и буквы, следует учить ненавязчиво, делать это в игре, составить из кубиков, из магнитных букв, написать во время рисования. Если дошкольник понимает процесс составления слога из букв, можно приступить к чтению букваря.

Читайте также:  Что должны знать и уметь дети в 3 года: нормы развития ребенка

Только не забывайте, что инициатива должна исходить от ребенка.

Не стоит организовывать занятия, похожие на школьные уроки, это может вызвать дискомфорт, напряжение и надолго отбить охоту читать. Делайте это в непринужденной обстановке: перед вечерней сказкой, во время послеобеденного отдыха в комнате малыша. При этом должны соблюдаться правила гигиены: читать следует при хорошем освещении, в тишине, ребенок должен удобно сидеть и сам держать книгу.

Каждое «занятие» начинайте с повторения букв и слов, усвоенных в предыдущий раз, и, убедившись, что прошлый материал усвоен, переходите к новому. За один прием следует усваивать чтение одной буквы. Например, буква «м», слоги «ма», «мо», «му», «мы». Слова «ма-ма», «мак», «му-ка». Занимаясь по букварю, не следует перескакивать через страницы и пропускать упражнения, так как они расположены согласно логике – от простого к сложному — и учитывают психологические аспекты процесса чтения. Если малыш усвоит задание быстро и легко, переходите к следующей странице.

Если определенные слоги или буквосочетания вызывают затруднения, повторите их на следующий день.

Как только дошкольник начинает проявлять признаки усталости, т. е. становится невнимательным, отвлекается, книгу следует отложить. Чтение можно будет продолжить через какое-то время, когда он отдохнет и попросит вас об этом.

Рекомендации родителям по обучению буквам и чтению по слогам

Если вы чувствуете, что у ребенка пропадает интерес или он не может справиться с заданиями, не спешите. Ведь важное условие при раннем обучении чтению — это желание самого ребенка.

Ваш малыш в любом случае будет тянуться к книгам, если он видит их у себя дома, сам будет читать, если его окружают читающие взрослые.

Упражнение Чтение по диагонали

На что направлено: развитие периферического зрения, обучение охвату взглядом фрагментов текста.

В чём суть: Участвуют два пальца – указательный и средний. Ведём средним пальцем по первой строчке горизонтально, а дойдя до конца строки, меняем средний палец на указательный, ведём справа налево по диагонали на 3 строчки вниз. Попадая на четвертую строку, вновь ведём горизонтально средним пальцем и так далее. Со временем можно увеличивать длину диагонали: спускаться вниз на 4, 5 и более строк.

Упражнения для первоклашек

Первый класс недаром считается наиболее сложным для ребенка – в этот период он адаптируется к непривычным условиям, учится дисциплине и коммуникации со сверстниками. Именно поэтому специалисты рекомендуют приступать к упражнениям для быстрого чтения лишь во втором полугодии, когда первые эмоции и впечатления немного улягутся, а у малыша появятся силы и энергия для дополнительных тренировок. Что касается методик, то чаще всего для этих целей используют:

♦ Автоматизированное чтение слогов Для этого упражнения необходимо обзавестись слоговой таблицей. На каждом занятии первоклассник должен прочитывать хотя бы 1-2 строчки, постепенно ускоряясь. Это позволит научиться читать слова «автоматически» и натренировать артикуляционный аппарат (тогда не будет проблем с дикцией). Более того, данный метод позволяет ребенку приобрести орфографические навыки и повысить уровень грамотности.

Хоровое чтение Эта «разминка» помогает развить артикуляцию и подготовиться к более сложным заданиям. Для этого в начале каждого урока малыш должен прочитывать несколько фраз или скороговорок в среднем темпе (в параллель с родителями, учителями или одноклассниками).

Комплекс заданий Это упражнение состоит из нескольких частей. Для начала ребенок самостоятельно прочитывает незнакомый текст – по истечению минуты останавливается и отмечает место, до которого успел дойти. После небольшого отдыха чтение повторяется (с самого начала) и снова прерывается через 1 минуту. В большинстве случаев ребенку удается прочитать гораздо больше – это его радует и мотивирует продолжать занятия. Оставшуюся часть текста можно прочитать вместе.

Задание «Буксир» В этом упражнении роль «буксира» выполняет один из родителей, который задает не очень медленный, но и не слишком быстрый темп чтения и начинает вслух проговаривать текст. Через несколько предложений взрослый замолкает, но продолжает читать про себя. Еще через несколько фраз родитель снова произносит текст вслух. Это позволяет проверить, в каком темпе читал школьник и насколько он замедлился.

Прыжок-остановка Упражнение предназначено для развития зрительной памяти и тренировки внимания, оно также учит быстро ориентироваться в тексте. Для этого школьник начинает читать книгу, но по команде родителя закрывает глаза и делает короткий перерыв на 15 секунд. После этого ребенку необходимо быстро найти в тексте то место, где он остановился, и продолжить чтение.

Половинка Для этого упражнения-игры потребуется несколько листов А4. На них необходимо написать слова из 2-3 слогов (например, «собака», «мальчик», «чайник»), разрезать на карточки (например, на «маль» и «чик», «чай» и «ник») и перемешать. Ребенку остается лишь правильно подобрать подходящие слоги.

Как развивать интерес ребенка к чтению

Что делают умные родители:

  1. В свободное время берут в руки томик, а не смотрят сериал;
  2. Устраивают чтения вслух и обсуждают прочитанное;
  3. Начинают обучение с самого простого;
  4. Играют с ребенком «в вывески»: гуляя по городу, читают вместе названия на вывесках магазинов, афиши и прочую наружную рекламу;
  5. Вместе с ребенком раскладывают кубики с буквами, составляя слова;
  6. В любой подходящий момент – в очереди, в ожидании приема к доктору, в транспорте – достают книгу, желательно с красочными иллюстрациями, и предлагают интересно провести время ожидания;
  7. Используют уже знакомые литературные персонажи для поддержания интереса к чтению;
  8. Глупо заставлять учиться через силу, все равно знаний не будет – считают умные родители. Важно заинтересовать, а не принуждать.

    Такой подход гораздо благоразумнее и дает хорошие результаты. Обучение идет с охотой.

Как научить скорочтению ребенка

Начинать учить ребенка скорочтению имеет смысл в 9-10 лет. До этого возраста ребенок не готов к упражнениям по скорочтению.

Чем старше становятся дети, тем больше им необходимо читать. Количество литературы, которую необходимо прочесть, к 5 классу в два раза увеличивается. К 8 классу в три раза. Ребенок должен не просто научиться читать быстро, но и понимать то, о чем он читает. Навык скорочтения пригодится ему на всю жизнь. Сейчас есть множество курсов по скорочтению, но если родители могут уделить занятиям с ребенком 20 минут в день, то этому можно достаточно быстро научиться и в домашних условиях.

Проблемы, которые возникают у детей при : упражнения

  1. При чтении про себя дети артикулируют, шевелят губами. При этом глаза надолго задерживаются на одном месте;
  2. Многие читают вслух, хотя зрение воспринимает информацию в 10 раз быстрее;
  3. Большинство детей имеет маленькое поле зрения, поэтому необходимы упражнения по его увеличению;
  4. Ученики младших классов часто запинаются, непроизвольно меняют буквы местами, не дочитывают окончания. Это снижает скорость чтения в разы.

Скорочтение помогает устранить эти ошибки, увеличить скорость чтения. Также важно, чтобы ребенок понимал и мог пересказать то, о чем прочел. Для решения задачи качественного понимания, методики скорочтения помогают ребенку увидеть важное в тексте, развивает внимание, воображение, память и мышление.

Многие дети при чтении рассеяны, улетают мыслями, не помнят, где остановили чтение. Так вот основные методики скорочтения научат ребенка вниманию, сосредоточенности, собранности.