7 лучших игр для развития памяти в 2021 году

Память — это способность нервной системы к фиксированию, анализу, сохранению и дальнейшему озвучиванию получаемой информации. Родители интересуются, существуют ли упражнения, направленные на улучшение памяти, ведь неумение ребенка сконцентрировать внимание и запомнить требуемый объем информации может привести к возникновению сложностей при освоении школьной программы.

Дополнительные игры

Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6 летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть изапомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чембольше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения ондостоин. Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Игра «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет заним. Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховойпамяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Почему важно развивать память именно в игре

Видов памяти на самом деле очень много, и все они делятся на разные критерии по способу запоминания, сроку и форме хранения информации, а также по участию воли и мышления в процессе запоминания. Кому-то легко запомнить информацию с помощью слуха, кто-то быстрее запоминает увиденное. Одни люди запоминают раз услышанное (увиденное или прочувствованное) легко и надолго, а другим, чтобы припомнить что-то важное, нужно напрячься.

Давно было подмечено, что чем меньше ребенок, тем легче он воспринимает любую информацию, которая ему интересна. Поэтому занятия с малышом нужно проводить в игре, ведь именно она является основой детской познавательной деятельности.

Очень важно развивать все виды памяти у ребенка одновременно. По типу восприятия информации дети делятся на тех, кто лучше запоминает информацию с помощью:

Почему важно развивать память именно в игре
  • слуха;
  • зрения;
  • тактильных ощущений;
  • движения;
  • эмоций.

Детки от года до четырех лет чаще всего всё запоминают непроизвольно. Им от рождения дано запоминать вкус продуктов, голоса и лица людей, запахи, мелодии, животных, яркие картинки – всё, что привлекает их внимание. Но чем больше пополняется их словарный запас и чем больше впечатлений они получают, тем сильнее увеличивается их способность к приему другой информации. Например, дети 4-6 лет уже легко запоминатют стихи, события из собственной жизни, пересказывают истории, от кого-то услышанные или где-то ими подсмотренные, повторяют движения в танце или мастерят какую-нибудь поделку своими руками.

Читайте также:  Ангина: причины, лечение и симптомы

Специальной наукой, кинезиологией, давно доказана связь физической активности с эмоциями, творчеством и интеллектуальными способностями человека. На видео показаны несколько упражнений, которые помогают развить внимание и память ребенка.

На что обратить внимание при покупке игры для развития памяти

Возраст ребенка

Это главный параметр выбора, поскольку если малыш уже перерос игру, она будет слишком легкой и не даст нужных результатов. Если же дошкольнику купить набор для тренировки запоминания, рассчитанный на школьника, то задания будут казаться ему слишком сложными, а желание играть быстро исчезнет.

Соблюдать возрастные диапазоны необходимо еще и потому, что дети проходят несколько этапов развития памяти. Например, для самых маленьких нужно выбирать варианты с крупными цветными картинками или предметами, поскольку малыши хорошо различают и улавливают яркие образы, познают мир на ощупь. А деткам постарше будут интересны сюжетно-ролевые задания.

Чтобы было проще ориентироваться в ассортименте магазинов, мы подготовили список лучших вариантов игр для разного возраста:

  • младенцам до 1 года нужны развивающие коврики и подвесные мобили, которые можно хватать и ощупывать;
  • в ясельном возрасте (1-3 года) полезны простые «развивашки» в виде кубиков, крупных пазлов, пирамидок;
  • для дошкольников (3-6 лет) стоит выбирать «профессиональные наборы» для игры в повара, продавца, врача и т. д., а также более сложные и продвинутые «развивашки» (пазлы, игры для подготовки к школе, мозаики);
  • для младших школьников будут полезны наборы «Юного химика», «Юного анатома» и другие из этой серии, но не следует забывать про логические и развивающие настольные игры;
  • у подростков должны быть сложные «настолки» («Монополия», «Мафия», «Эрудит»), также не стоит забывать про наборы для творчества, которые хорошо тренируют образную память.

Безопасность

Этот пункт особенно касается игр для малышей до 3-4 лет, которые все интересные предметы тянут в рот и еще не знакомы с техникой безопасности, поэтому, увлекшись, могут нанести себе травму. Для самых маленьких наборы должны состоять из крупных деталей, которые невозможно засунуть в нос или ухо, а в сборных мобилях игрушки должны быть хорошо закреплены на основании.

Наборы для сюжетно-ролевых заданий тоже нужно проверить на соответствие правилам безопасности. В качественной продукции все детали имеют эргономичную форму без острых краев и выступов, а изготовлены они из дерева, резины, нетоксичного пластика. Категорически запрещено использовать для «развивашек» стеклянные и другие легко бьющиеся предметы.

Кому подходят онлайн игры на развитие памяти

Современные онлайн игры для укрепления памяти почти в точности повторяют все известные дидактические игры.

В онлайн игру на развитие памяти с удовольствием будут играть малыши с анальным вектором. Любят дидактические игры для улучшения памяти и онлайн игры, развивающие память, и малыши со зрительным вектором. Отличая и запоминая нюансы формы, цвета, размера предметов, такой малыш тренирует свою зрительную память в онлайн игре.

Кому подходят онлайн игры на развитие памяти

Примите во внимание, что ребенок с анально-зрительным сочетанием векторов может долго и усидчиво наслаждаться онлайн игрой для тренировки памяти. А вот малыш с кожно-зрительной комбинацией векторов менее усидчив. Удерживать его слишком долго за онлайн игрой для улучшения памяти не стоит.

Что такое память и запоминание

Запоминание — это процесс сохранения в памяти новой информации. Память включает в себя и процесс запоминания, и воспроизведения, и систему повторения. Запоминаем мы абсолютно все без исключений, вот только воспроизвести это самое «все» можем далеко не всегда.

Фоновое запоминание предполагает запоминание естественным образом. Оно не требует ни сил, ни осознанных усилий и хорошо хранится в том объеме, в каком у нас натренирован этот механизм. Фоновое запоминание тренируется попытками  восстановить происходящее детально и подробно. Для этого как можно чаще вспоминайте ту информацию, с которой работали.

Читайте также:  Какие фрукты можно и нельзя употреблять во время беременности?

Старайтесь вспоминать, что конкретно было написано в электронных письмах. Если вы помните, что письмо было структурированным, попытайтесь вспомнить, сколько там пунктов и о чем они.

Так вы настроите фильтры восприятия мозга на то, что любая информация может потребоваться для воспроизведения. И, соответственно, хранение и доступ к этой информации будет организован на более высоком уровне.  

Что такое память и запоминание

Чтобы тренировать этот вид запоминания, советуем вести дневник и практиковать упражнение «Перепросмотр». Для этого перед сном потратьте время не на пролистывание ленты в соцсетях, а на восстановление прожитого дня в мельчайших подробностях (например, завтрак, варка кофе, звонок родителям, поиск ключей от машины). Не пропускайте элементы дня, даже если сначала будете тратить много времени. Как только процесс пойдет быстрее, усложните задачу: вспоминайте день наоборот. 

Зубрежка — еще один способ запоминания, при котором мы нарабатываем нейронные связи за счет многократного повторения материала. Зубрить эффективнее, чем надеяться  на фоновое запоминание. Вот только зубрежка — очень скучное занятие и плодит негативные эмоции, поэтому тренировать этот способ мы не рекомендуем ни в каком виде. К счастью, есть более интересные способы для тренировки запоминания. 

Ассоциативное запоминание — осознанное формирование ассоциаций или мнемотехника. Этот способ мы рекомендуем и практикуем с нашими студентами. Запоминание через ассоциации полезно для развития памяти, тренирует воображение и позволяет тренироваться быстро и интересно. Об этом будем говорить дальше.

Unsplash

Особенности памяти у детей

Кризис среднего возраста — что это и с какого возраста начинается

С возрастом у дошкольника совершенствуются навыки и умения. В четыре месяца малыш начинает узнавать знакомые лица и предметы. В период с года до трех лет появляется непроизвольное запоминание, то есть для этого процесса не требуется волевых усилий.

С трех лет появляется произвольная память. Она обусловлена тем, что дети начинают играть, и это требует усвоения определенной информации: правил, действий, перечня предметов и т.п. В этот период дошкольников активно привлекают к посильному труду, для которого важно запомнить последовательность действий. Некоторые специалисты ошибочно полагают, что в этом возрасте детям свойственна механическая память. К ней они прибегают только тогда, когда им сложно осмыслить информацию.

По сроку хранения информации выделяют три вида памяти. При кратковременной ребенок быстро забывает увиденное. Например, он может сказать, какую собаку видел по дороге в садик, но на следующее утро уже не вспомнит это.

Важнее долговременная память – эту информацию человек хранит всю жизнь. На запоминание влияют эмоции, яркие образы, многократное повторение.

Дошкольники

В возрасте 5-6 лет у детей все еще преобладает непроизвольная память. В этот период им важно только то, что представляет интерес. Они лучше воспринимают не пассивную деятельность, а ту, что предполагает активное участие на занятии.

Психологи также установили, что в возрасте 6-7 лет ребенку нужна внешняя мотивация для запоминания информации. Поэтому любое обучение должно проходить в игровой форме. К этому времени у детей повышается навык самоконтроля.

Занятие не должно быть продолжительным, так как в силу возраста дошкольнику сложно усидеть на месте

Особенности памяти у детей

Развивать память в этом возрасте можно с помощью сенсорных впечатлений. Чем больше дошкольник контактирует с разными материалами, тем лучше стимулируется его нервная система. Под воздействием этих факторов происходит формирование новых связей в головном мозге.

Зрительные и слуховые впечатления помогают переходу к произвольной памяти. В этот период дети хорошо начинают связывать с конкретным человеком определенные эмоции и чувства.

Школьники

В 7-8 лет ребенок идет в школу. Его ведущей деятельностью становится учебная. По сравнению с дошкольным периодом, память становится сознательнее и организованнее. Преобладает работа первой сигнальной системы, которая стимулирует наглядно-образное восприятие.

Интересно. Ученики лучше усваивают факты, лица, предметы, события. Развитие памяти у младших школьников должно быть направлено на облегчение перехода в среднее звено. В этом им поможет логическое мышление.

Читайте также:  С какого возраста можно носить линзы детям – советы офтальмолога

В силу возраста дети еще плохо структурируют информацию и разбивают ее на блоки. Им сложно составлять и пользоваться схемами. Задача учителя не поощрять механическое запоминание. В младшей школе навыки самоконтроля еще не идеальны, особенно в первом классе.

В 10 лет у детей все еще преобладает образная память. Они лучше усваивают наглядный материал. Пока им сложно воспринимать абстрактные понятия. Игровые приемы обучения тоже не теряют актуальности.

В 11 лет ребенок проходит процесс формирования формально-логического типа мышления, который помогает рассуждать, строить цепочки суждений, просчитывать последствия поступков.

В школьном возрасте дети лучше поддаются обучению. Поэтому в этот период хорошо идет развитие когнитивных функций. Особенно это важно при выявлении проблем. Они проявляются в плохой успеваемости. При помощи специальных занятий можно улучшить ВПФ (высшие психические функции), это позитивно скажется на оценках.

Природная помощь памяти

Улучшить память ребенка можно и при помощи сбалансированного рациона питания. Как известно, есть продукты, улучшающие память. Сюда можно отнести все продукты, содержащие йод, белки и омега-3-жирные кислоты, без этих веществ полноценное функционирование мозга невозможно. Также для оперативной работы мозга крайне необходим цинк, магний и железо.

В тех случаях, когда родители не могут организовать правильный рацион питания, можно использовать витаминные комплексы для улучшения памяти детей.

Советы педагогов

Если вы хотите помочь своему ребенку стать внимательнее и сделать его память лучше, то стоит проводить с ним занятия, соблюдая определенные правила:

  1. Важно подбирать материал для игр и упражнений, соответствующий возрасту детей.
  2. Стоит подбирать более простые и короткие задания для гиперактивных детей, им такие занятия даются с трудом.
  3. Проводить игры нужно по одной-две за один раз, не больше.
  4. Поддерживайте интерес малышей к каждому новому упражнению, используя привлекательные картинки и игрушки.
  5. Можно использовать для развития внимания и памяти музыкальные игры и задания. Например, повторить заданный ритм или определить звучащий инструмент.
  6. Хвалите детей не только за успехи, но и за старание.

Последовательные и регулярные игры на развитие внимания для дошкольников непременно принесут отличные результаты. Они нравятся детям и приносят им большую пользу!

Упражнения для тренировки памяти

Наличие проблем с вниманием у дошкольников может привести к тому, что в дальнейшем возникнут сложности с обучением в школе. Специальные упражнения помогут усовершенствовать способность к запоминанию. К ним относятся доступные для понимания ребенка игры, направленные на тренировку тактильной, эмоциональной, словесной памяти. Упражнения на развитие памяти школьников направлены на тренировку непроизвольного внимания, их лучше проводить в большой компании. Лучшей же «гимнастикой» для мозга, стимулирующей развитие всех видов памяти, является чтение. Чем больше читает ребенок, тем выше его интеллектуальные способности, совершеннее логическое мышление.

Картинки для развития памяти

Хорошими помощниками на занятиях по усовершенствованию способности к запоминанию становятся яркие картинки, разработанные для каждого возраста. Такие уроки можно превратить в занимательное времяпровождение для всей семьи.

Игры на развитие памяти

Также существует множество игр, направленных на тренировку способности к запоминанию, анализу и воспроизведению полученной информации. Они помогают ребенку научиться концентрировать внимание, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

Интересные факты о памяти

  • Многочисленные исследования ученых показали, что уже на 20-й неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Вся разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Род деятельности и профессия оказывают влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текста роли), ученых (усиленно работают все отделы мозга), и пчеловодов (в случае употребления ими продуктов пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).