3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)

Наш эксперт – врач-аллерголог-иммунолог, педиатр, ведущий программы «Фактор роста» Алексей Бессмертный.

Не повод для тревоги?

Несмотря на то что во времена СССР у врачей существовал такой термин, как «часто болеющий ребёнок», современные педиатры не устанавливают никакой «простудной нормы». Если ребёнок посещает детский сад или школу, он может переносить от 6 до 12, а то и 15 эпизодов простудных заболеваний в год, и это не говорит о каких-либо проблемах со здоровьем. В период с октября по апрель садовские дети могут быть постоянно в соплях, так как, не успев полностью поправиться, они вновь заражаются вирусной инфекцией, и это тоже не повод для тревоги. Частота простуд зависит от возраста ребёнка – обычно до 1–1,5 года дети болеют редко, но потом их социальный круг расширяется, контактов становится больше – и начинается череда ОРВИ. С выходом в детский сад простуды становятся ещё чаще и несколько стихают к начальной школе. Всё это не является отклонением и не должно пугать родителей – ребёнок знакомится с новыми вирусами и приобретает необходимый иммунитет. Поэтому считать количество перенесённых болезней не нужно, надо просто фиксировать, какими детскими инфекциями уже переболел ребёнок. А частые простуды не требуют пристального внимания врачей и родителей – их малыш обязательно перерастёт.

Статья по теме Простуда или грипп? Какая между ними разница и чем они грозят

Разумеется, всё это касается неосложнённых заболеваний, не требующих применения антибиотиков. Если же после каждого ОРВИ у ребёнка начинается бронхит, малыша донимают частые отиты, пневмонии, гаймориты, инфекционные заболевания кожи, тогда имеет смысл получить консультацию аллерголога-иммунолога для выявления причин этих осложнений. При отсутствии подобных симптомов говорить о сниженном иммунитете не стоит. Тем более что и понятия такого в медицине нет – есть иммунодефицит как врождённый (обычно возникает вследствие генетических нарушений или патологии внутриутробного развития), так и приобретённый (может появиться после некоторых серьёзных заболеваний).

Трудности переходного периода

— Если семья принимает решение отправить ребенка в школу с шести лет, родители заранее должны показать его психоневрологу детской поликлиники для профосмотра. Диагностику школьной готовности и заключение, дающее право идти в первый класс раньше, выдает этот врач. Распространение получила практика подготовки к школе ребят в специально сформированных детских группах, с которыми работают психологи, — рассказывает Ольга Науменкова.

Читайте также:  Сыпь у новорожденных на лице \ Что нужно знать родителям?

Что нужно для этого? Лишь согласие родителей. Однако некоторые мамы и папы пренебрегают не только этой полезной услугой, но и простейшими рекомендациями специалистов. Так, приучать ребенка к новому режиму дня, ранним подъемам нужно начинать уже с августа, а не с 1 сентября.

Нет ничего зазорного (наоборот, психологи рекомендуют поступать именно так) в том, что родитель заранее захочет познакомиться с будущим педагогом сына или дочери, посмотреть, как он ведет урок. Учителю следует сообщить об особенностях характера ребенка до начала занятий: медлительности или чрезмерной активности, смелости или, наоборот, застенчивости. Обязательно заранее познакомьте и малыша с будущей «школьной мамой».

В первую очередь выбирайте педагога, а не школу, советуют психологи, особенно если ребенок достаточно тяжело адаптируется в новой обстановке и коллективе (а с этим гарантированно придется столкнуться тем первоклассникам, у которых были аналогичные проблемы в детском саду). В идеале манера общения с детьми первого учителя не должна сильно отличаться от домашнего воспитания.

В выборе школы приоритет отдайте ближайшей к дому — так снимается проблема ранних подъемов. Не стоит гнаться за статусными лицеями и гимназиями, спецшколами. В принципе, начальные знания во всех общеобразовательных учреждениях дают примерно одинаковые, но в «супершколах» их будет дополнять неоправданный в это время учебный груз.

Хотя этот вопрос решать нужно индивидуально: один ребенок после школы побежит еще в музыкальную группу или на спортивную тренировку и будет энергичен, а для другого и высидеть уроки — подвиг. Психологи не голословны: им нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда, отучившись 3—4 года в гимназии, ребенок переходит в обыкновенную школу. Детская психика и ум очень пластичны — они поглощают массу внешней информации. В то же время умные, подготовленные дети к концу 1—2-х классов могут либо слиться с общей массой, либо вообще «плестись в хвосте».

Такой результат дает чрезмерная подкованность ребенка: когда он слышит что-то знакомое на уроке — утрачивает интерес к занятиям.

Для первого класса достаточно уметь читать по слогам, считать до десяти и обратно, пользоваться карандашом, фломастером, использовать ножницы для аппликации, правильно складывать мозаику. И все! С такими знаниями дети выходят из детского сада. Дополнительные интеллектуальные «вливания» в этом возрасте чаще всего себя не оправдывают.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Ребенку легче перенести адаптационный период, если:

  • родители рассказывали малышу о детском саде, знакомили с воспитателями, гуляли на территории или неподалеку от образовательного учреждения;
  • ребенок обладает навыками самообслуживания, то есть умеет кушать, ходит на горшок, может сам одеваться, хотя в минимальном объеме;
  • у малыша отсутствуют хронические заболевания и предрасположенность к болезням простудного характера;
  • родители вводили за несколько месяцев до поступления в учреждение примерное меню детского сада, обычно это сырники и запеканки на основе творога, каши, тушеные овощи, котлеты из рыбы и мяса, супы, омлет.

Важно! За 1 месяц до начала посещений группы детского сада рекомендуется привести режим дня ребенка к тому, что установлен в учреждении.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Как подготовиться к детскому саду (видео)

Организуем режим дня ребенка как в детском саду

Примерный режим дня в детском саду, который желательно ввести незадолго до зачисления крохи в группу:

Читайте также:  Какие книги нужно обязательно читать детям 4-5 лет, и почему
Мероприятие Время
Подъем, гигиенические процедуры, одевание
Приход в детский сад
Зарядка
Завтрак
Прогулка
Возвращение с прогулки
Сон
Полдник
Прогулка
Уход домой с

Совет! Чтобы малышу было легче просыпаться утром, рекомендуется ложиться спать не позднее часов. В выходные дни не следует менять режим дня, можно только немного дать подольше поспать вашему чаду.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Как укрепить иммунитет

К главной отрицательной стороне посещения детского сада относятся частые болезни малыша по причине начала периода адаптации.

Чтобы повысить защитные свойства иммунной системы малыша перед началом посещения детского сада желательно заранее выполнить следующие рекомендации:

Правильное питание

  1. Обеспечить крохе правильное сбалансированное питание с большим содержанием в ежедневном меню овощей и фруктов, предпочтительно в сыром виде.
Как подготовить ребенка к детскому саду

С пищей ребенок должен получать необходимые для крепкого здоровья и отличного самочувствия витамины и микроэлементы.

Витамин, микроэлемент Продукты, его содержащие
Витамин C Шиповник, цитрусовые фрукты, черная смородина
Витамин A Капуста, морковь, печень, молоко, зелень, сливочное масло, желток
Витамин D Морская рыба, коровье молоко
Витамины группы B Овсянка, бобовые, творог, гречка, сыр, говядина
Цинк Мясо, орехи, крупы

В рационе крохи обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, повышающие количество полезных бактерий в кишечнике.

Читайте статьи о пользе продуктов для крепкого иммунитета:

  • Грецкий орех: польза и вред
  • Орехи пекан: польза и вред
  • Масло кедровое: польза и вред как принимать
Как подготовить ребенка к детскому саду

В весенний период малышам рекомендуется пропить поливитамины или применить народные рецепты для укрепления иммунитета. Полезно включать в меню женьшень, чеснок и шиповник.

Важно! Ограничьте поступление в организм ребенка сахара, способствующего снижению защитных сил организма в борьбе с микробами. Сладости постарайтесь заменить такими полезными продуктами, как изюм, сухофрукты, мармелад и зефир.

Закаливание и физическое развитие

  • Укреплению иммунитета способствует закаливание, которое можно начинать, при отсутствии проблем со здоровьем у вашего чада, уже с первых месяцев жизни. Процедура для детей заключается в обтирании тела полотенцем, смоченным в прохладной воде. С 3 лет к обтиранию можно добавлять утреннюю гимнастику и постепенно уменьшать температуру воды. Не забывайте, что после закаливающих процедур следует вытереть малыша насухо и надеть ему теплые вещи.
  • Для хорошего самочувствия необходим здоровый сон. Дошкольникам рекомендуется спать до 10 часов в день.
  • Укрепят иммунитет и прогулки на свежем воздухе. Перед поступлением в детский сад, летом, ребенку желательно больше времени проводить на улице. Чаще бывайте с крохой на природе, на речке или отправьтесь отдыхать на море.
  • Прививайте ребенку интерес к спорту. Рекомендуется записать малыша на такие секции, как гимнастика, танцы или плаванье.
  • Учите малыша соблюдать правила личной гигиены и следите, чтобы кроха их придерживался. Если ребенок будет приучен мыть руки перед едой, после прогулки или после посещения туалета, вы значительно снизите его контакт с микробами и риск попадания их в организм.
Читайте также:  Как правильно одевать грудничка осенью и что брать на прогулку

Профилактические прививки и здоровье малыша

Как подготовить ребенка к детскому саду

Ребенок пошел в садик. Также рекомендуется своевременно делать всем детям профилактические прививки.

При возникновении различных заболеваний у малыша, незамедлительно обращайтесь к врачу. Бесконтрольный прием лекарственных средств, в особенности антибиотиков, вызывает дисбактериоз, который в свою очередь негативно влияет на иммунную систему детей.

Читайте также статью: «Нужно ли делать прививки ребенку«

Страдает без тесного контакта с мамой

Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.

Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.

И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.

Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.

Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.

Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.

Жерехов Алексей Борисович, Психотерапевт, психиатр Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Алексею Борисовичу. Записаться на прием