Идеи и принципы методики раннего развития Марии Монтессори

Каждая мама хотя бы краем уха слышала о методике Монтессори. Мария Монтессори – педагог и врач из Италии составила свою систему обучения еще в 50-х годах прошлого века, но она до сих пор пользуется огромной популярностью.

Введение

Педагогическая система Марии Монтессори построена, в первую очередь, на критике традиционной системы воспитания и обучения.

Недостатки традиционной системы, о которых писала Мария Монтессори более 100 лет назад, характерны и для современности: «мы вмешиваемся в их (детей) жизнь, ведущую к спасению, мы стараемся подчинить себе малышей, несмотря на яростное сопротивление. Мы вмешиваемся мягко, коварно. Ребенок переживает, нечаянно разбив что-то, он хочет исправиться, научиться, а мы растравляем его боль, предлагая небьющиеся тарелки и чашки, мягкие игрушки, чудесных плюшевых мишек, резиновых кукол. Ошибка скрыта. Какое-то неправильное движение мышц осталось незамеченным. Сожаление, раскаяние, стремление к совершенству – ничего этого нет. Ребенок остался в заблуждении. И вот он неловкий, тяжелый, равнодушный с плюшевым мишкой в руках. Он скован пустотой и ошибками, он потерялся. Взрослый еще больше притесняет ребенка: он все делает за него, одевает, даже кормит. Но цель ребенка не в том, чтобы быть одетым и накормленным. Его цель глубже: он двигается, упражняет интеллект, стремится стать лучше. Какими тонкими намеками взрослые стараются его запутать: «Зачем так напрягаться? Чтобы умыться, чтобы завязать шнурки? Но ты можешь получить все это без всяких усилий, все будет сделано превосходно. Не шевельнув пальцем, ты получишь в сто раз больше, чем мог бы сделать сам, стараясь изо всех сил». Тебе даже не придется положить в рот кусок хлеба, тебя сберегут и от этой работы, пища сама попадет в рот» [7]. Последствия такого взаимодействия неблагоприятно сказываются на развитии каждого человека, воспитывавшегося таким способом, что регулярно можно наблюдать и в нашем обществе. Выбор темы обусловлен актуальностью данной проблемы.

Технология саморазвития Марии Монтессори предполагает совершенно иной подход к воспитанию, подход, не содержащий перечисленных ошибок. Подробному анализу и рассмотрению методики Монтессори и посвящена данная работа.

Монтессори – плюсы и минусы

Как и любая методика, педагогика Монтессори имеет как преимущества, так и недостатки.

Плюсы методики Монтессори:

  • ребенок привыкает к самостоятельности, в том числе и самостоятельному изучению выбранных материалов;
  • заинтересованность и увлечение детей;
  • воспитание свободы личности;
  • отсутствие оценок и суждений;
  • индивидуальный темп развития ребенка;
  • игровая форма обучения;
  • хорошо развивается логическое мышление;
  • развитие речи;
  • разновозрастные группы – дети учатся взаимодействовать с ребятами разных возрастов;
  • отлично подходит для развития детей с особенностями развития.

Минусы системы Монтессори:

  • довольно тяжело для гиперактивных детей;
  • сильное отличие от традиционной системы обучения в школах;
  • довольно высокая стоимость обучения и материалов;
  • нет творческого развития (отсутствие рисования, сказок, стихов и т.д.).

Примечание: Основываясь на плюсах и минусах системы, в современном мире многие родители предпочитают смешивать разные методики обучения детей. Так дети посещают одновременно как занятия Монтессори, так и художественные или музыкальные кружки.

Монтессори-пространство дома

Так как суть Монтессори-центров – в их уникальной среде, наблюдении педагогов, обилии дидактических материалов и свободе малышей, нет никаких ограничений для того, чтобы превратить в такой центр обычную детскую комнату. Чем мама хуже педагога? Вот несколько шагов для исполнения заклинания «Монтессори» у вас дома:

  • предоставьте ребенку свободный доступ ко всем игрушкам, книжкам и наборам для творчества. Расположите все на удобной для него высоте, освободите от предохранителей шкафчики в его комнате, уберите замки на ящиках;

  • разрешите малышу участвовать в жизни семьи, помогать родителям по дому, играть с безопасными для него вещами, убираться, ухаживать за растениями и питомцами. Чем старше ребенок, тем больше обязанностей по дому можно поручать ему одному;

  • по возможности расставить все по зонам развития. Для этого не нужно покупать отдельные шкафы или коробки. Достаточно просто организовать его комнату по «темам».

Читайте также:  Виды выделений перед родами: что из них норма, а что нет?

Зона практического развития призвана обучить ребенка бытовым навыкам. Роль дидактического материала отлично выполняют игрушечная плита, кукольный домик, пластмассовые инструменты, посуда или бытовые приборы. В зоне для развития органов чувств можно расположить музыкальные инструменты, пирамидки, матрешки, разноцветные мячики, мешочки с различными на ощупь наполнителями, баночки-шумелки и другое. В языковой зоне кроха будет учиться читать, здесь можно расставить книжки и изображения букв, а в математической – изучать геометрические фигуры и понятия формы, количества и размера. Естественнонаучной зоной может стать обычный подоконник с домашними растениями, или угол с аквариумом, клеткой грызунов и так далее. А дальше система Монтессори предлагает действовать в зависимости от интересов ребенка, ведь есть еще спорт, музыка, рисование, английский язык и много другого, чему можно выделить отдельное место дома. Чем больше зон – тем больше векторов развития вашего маленького интеллектуала!

Проводите «мастер-классы»

Не ждите, что ваш ребенок сам догадается, как пользоваться новой вещью или игрушкой. Устройте для него «мастер-класс». Показывайте ему как листать книги, как рисовать кошку, как застегивать пуговицы…

Можно придумать массу занятий, самое обыденное дело превратить в обучающий процесс. Вы уже знаете, что дети копируют поведение мамы и папы. Дети – отражение родителей. Если вы хотите привить любовь к книгам, как можно больше читайте.

Большинство родителей «сидят» в телефонах, зависают в соцсетях или смотрят видео, а ребенок должен полюбить игрушки, карандаши, пластилин или книги. Не ждите, что это произойдет.

Скорее всего, ребенок уже тянет свои ручки к вашему гаджету, вы сами того не подозревая провели «мастер-класс». Помните: вы всегда являетесь примером для вашего ребенка.

Примерное меню на один день

В силу активной физической и умственной деятельности семилетний ребенок должен ежедневно съедать до 2500 калорий. В меню каждый день нужно обязательно включать:

  1. Завтрак. Каши из круп – овсяная, гречневая, геркулес. Кисломолочные продукты в чистом виде или запеканки. Яйца. Домашняя выпечка или бутерброды из серого хлеба. Напитки – компот, чай, какао.
  2. Второй завтрак. Фрукты, питьевой йогурт, орехи, бутерброды.
  3. Обед. Суп нежирный. Мясо или рыба не жареные. Овощи с растительным маслом.
  4. Полдник. Фрукты, сухофрукты, орехи. Кефир.
  5. Ужин. Овощи, бутерброды, кисломолочные продукты.
  6. Перекус перед сном. Йогурт, кефир, молоко.
Читайте также:  11 неделя беременности: что происходит с малышом и мамой

Интересно: Лучшее детское питание: плюсы и минусы

Если у ребенка аллергия на определенные продукты питания, значит, в меню их включать не нужно.

Детский рацион должен включать себя продукты, которые помогут малышу расти и развиваться, усваивать тот максимам умственной нагрузки, которую ему дают в школе. Кроме этого, ребенок двигается, играет, на это тоже нужны силы.